Причина кровоизлияния в мозг при скоропостижной смерти детей

/ Спасоломская А.Е. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1960 — №3. — С. 39-40.

Спасоломская А.Е. Причина кровоизлияния в мозг при скоропостижной смерти детей

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. Ф.А. Новоселов) Новосибирского государственного медицинского института

Поступила в редакцию 6/VI 1960 г.

ссылка на эту страницу

В судебно-медицинской практике редко встречаются не травматического характера кровоизлияния в мозг у детей, поэтому мы решили поделиться двумя наблюдениями.

1. Девочка 1 года 8 месяцев, по словам матери, была здорова, росла и развилась нормально под наблюдением врачей консультации. В возрасте 8 месяцев она зла резко худеть, у нее неоднократно отмечались рвота и судороги. Затем ребенок выздоровел», но при ходьбе держал головку наклоненной влево. В день смерти внезапно появилась сонливость, неоднократная рвота пищей, через 5 часов сильные судороги мышц затылка и верхних конечностей, потеря сознания, перекошенность лица влево. Вызванный врач констатировал смерть.

Опухоль из круглых и овальных атипических клеток, большей частью расположенных вокруг полнокровных сосудов

Опухоль из круглых и овальных атипических клеток, большей частью расположенных вокруг полнокровных сосудов. Окраска гематоксилин-эозином (сильное увеличение).

 

Данные вскрытия. Кости свода и основания черепа целы, роднички заращены. Швы неподвижны. Твердая и мягкая мозговые оболочки полнокровны. Извилины мозга хорошо выражены, борозды глубокие. Вещество мозга обычной консистенции, умеренного кровенаполнения. III и IV желудочки мозга расширены, заполнены свертками крови. Вещество мозга под свертками крови размягчено. Сильвиев водопровод расширен. Сосудистое сплетение красноватое, в спавшемся состоянии. Отмечается асимметрия мозжечка: правая его половина увеличена, ткань размягчена, рисунок ее сглажен. На дорсальной поверхности варолиева моста имеется сверток крови диаметром 0,5 см, по удалении которого осталось углубление в веществе и правой половине мозжечка с размягчением ткани последних. В области кровоизлияний макроскопических образований, напоминающих опухоль, не было. В органах грудной и брюшной полостей отмечалось полнокровие.

Микроскопическое исследование. В препарате из области варолиева моста, с дорсальной поверхности его, там, где макроскопически определялось вдавление в вещество мозга с подрытыми краями и несколько «изъеденным» дном, определяется патологически измененная опухолевая ткань в виде небольших обрывков. Опухоль представ-' лена резко атипическими клетками то более круглой, то слегка овальной формы различной величины, с резко гиперхромными ядрами, с наличием в них митозов. Атипические клетки располагаются большей частью вокруг сосудов (см. рисунок). Сосуды резко полнокровны. Строма опухоли создает впечатление нежной сеточки. Отношение опухолевой ткани к веществу мозга дает возможность педположить, что опухоль растет со стороны и вдавливает встречающуюся на пути ткань (варолиев мост). В препарате из области верхнего угла IV желудочка мозга в области сильвиева водопровода наблюдается опухолевая ткань вышеописанной структуры сплошным полем. Ткань богаче сосудами, чем ранее описанная. Особенно типично для нее расположение опухолевых клеток вокруг кровеносных сосудов. В центре опухоли — массивное кровоизлияние. В других внутренних органах микроскопически можно отметить полнокровие и мутное набухание паренхиматозных органов.

Диагноз: эпендимобластома IV мозгового желудочка с прорастанием в вещество полушария мозжечка и варолиева моста с последующим кровоизлиянием в ткань опухоли и прорывом в III и IV желудочки мозга.

Таким образом, причиной кровоизлияния в мозг явилась незрелая опухоль — эпендимобластома, которая по Геккелю из 133 случаев встречалась в 2 и только у мальчиков в возрасте до 10 лет.

По данным, нейрохирургического института имени Поленова, опухоль IV желудочка встречается только в 2,8% случаев и чаще у детей.

2. Мальчик 12 лет., играя, ударился головой о дерево, отчего образовалась ссадина на лбу, но никаких жалоб, не было. На другой день в 7 часов утра появилась сильная головная боль, ребенок кричал, был в полном сознании. Смерть наступила до приезда врача. 4 года тому назад мальчик упал с лестницы, лежал в больнице по поводу сотрясения мозга в легкой степени. В школе учился всегда хорошо, много читал, был подвижным ребенком.

Данные вскрытия. На лбу слева поверхностная ссадина. Кости черепа целы. Твердая и мягкая мозговые оболочки полнокровны. Вещество мозга обычной консистенции, в области зрительных бугров размягченное. В желудочках мозга — прозрачная жидкость. На задней поверхности варолиева моста справа под мягкой оболочкой— ограниченное кровоизлияние в виде тонкого слоя. Отмечается асимметрия мозжечка — правая его половина увеличена и на передней его поверхности кровоизлияние в виде плотного свертка величиной 3X4 см. Вещество мозга в окружности размягчено, пропитано кровью. В левой половине мозжечка — сверток крови диаметром в 1 см. Сосудистое сплетение красно-синюшной окраски, полнокровно. В органах грудной и брюшной полостей изменений нет.

Микроскопическое исследование. В срезах из мозжечка имеются точечные и более крупные кровоизлияния с разрушением вещества мозга, избыточное развитие сосудов в мозжечке, причем просвет сосудов местами значительно расширен, а стенки слабо дифференцированы и тонки. Через стенку сосудов — пропотевание плазмы и форменных элементов крови. В срезах из внутренних органов патологических изменений не видно.

Диагноз: по-видимому, имеется порок развития сосудов типа диффузной гемангиомы.

Следовательно, в данном случае гемангиома явилась причиной смертельного кровоизлияния в связи с повышенной проницаемостью плазмы и форменных элементов крови через стенки расширенных сосудов.

Описанные 2 случая кровоизлияния в мозг у детей, причиной которых являются опухоли, сравнительно редки.

В каждом подобном случае, особенно при вскрытии детских трупов, необходимо производить гистологическое исследование для того, чтобы правильно диагностировать причину кровоизлияния и исключить подозрение на насильственную смерть.

похожие статьи

Молекулярно-генетические основы внезапной сердечной смерти лиц молодого возраста с кардиомиопатией различного генеза / Пиголкин Ю.И., Шилова М.А., Березовский Д.П., Егоров В.Н., Таютина Т.В., Бачурин С.С., Коломоец И.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 48-53.

Морфофункциональные изменения сосудов при внезапной смерти у лиц молодого возраста / Пиголкин Ю.И., Должанский О.В., Рева Г.В., Шилова М.А., Глоба И.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 9‑11.

Сифилитический аортит с летальным исходом в молодом возрасте / Крупин К.Н., Недугов Г.В. // Судебная медицина. — 2019. — №4. — С. 34-38.

Случай рака кожи из клеток Меркеля: наблюдения из практики / Цекатунов Д.А., Евсеев А.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 119-121.

Патофизиологические особенности жевательного аппарата при раке толстой кишки / Иорданишвили А.К., Баринов Е.Х. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 60-62.

Морфологическая характеристика первичной В-клеточной лимфомы сердца (случай из практики) / Волков А.В., Полетаева М.П., Эшмотова Г.К., Чупятова Е.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 33-36.

больше материалов в каталогах

Внезапная смерть. Скоропостижная смерть

Новообразования