Фотометрия как метод объективной регистрации при экспертизе трупных явлений

/ Васильев М.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1960 — №4. — С. 16-19.

Васильев М.А. Фотометрия как метод объективной регистрации при экспертизе трупных явлений

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. В.М. Смольянинов) II Московского медицинского института имени Н.И. Пирогова и кафедра судебной медицины (зав. — проф. А.И. Законов) Горьковского медицинского института имени С.М. Кирова

Поступила в редакцию 24/IV 1959 г.

ссылка на эту страницу

При судебномедицинском исследовании трупов обычно решается вопрос о давности смерти.

Совокупность критериев, позволяющих высказываться по этому вопросу, имеет в своей основе трупные явления с учетом обстоятельства дела. Нередко следственные данные могут отсутствовать и вся тяжесть решения вопроса о давности смерти переносится на исследование состояния трупных явлений. Это привело к разработке ряда объективных методик исследования трупных явлений (Осипова-Райская, 1927; С.Н. Бакулев, 1949; А.П. Курдюмов, 1955; Н.Л. Туровец, 1956; О.И. Маркарьян, 1968; X.М. Тахо-Годи, 1958, и др.).

Мы предприняли попытку регистрации посмертных изменений органов и тканей трупа методом объективной фотометрии, получившим в настоящее время широкое распространение в различных областях науки и техники и начинающим внедряться в судебномедицинскую экспертизу волос, следов крови и др.

Сущность метода заключается в измерении с помощью фотоэлемента светового потока, отражаемого или пропускаемого исследуемым объектом. Имеется много моделей фотометров, однако они сконструированы без учета особенностей трупного материала. Одни из них приспособлены лишь для исследования жидкостей, другие годны только для мелких полупрозрачных объектов, к тому же крайне (громоздки и дороги; наконец, третьи— портативные, простые и допускающие регистрацию отраженного света, рассчитаны на работу с большими плоскими поверхностями, снабжены дефицитными кольцевидными фотоэлементами, а кроме того, очень редки в продаже.

Указанные обстоятельства побудили нас к поискам специальной конструкции фотометра для изучения трупного материала.

В ходе работы было создано 11 моделей, построенных на основе легкодоступных приборов и материалов: селеновых фотоэлементов, подвесного и стрелочного гальванометров, микроамперметра, различных электроламп. В основу первых конструкций был положен принцип измерения блеска, заимствованный из прибора Ланге: луч белого света, направленный на исследуемую поверхность под углом 45° и отраженный под таким же углом, попадал на фотоэлемент. На одном из этих приборов оказалось возможным регистрировать изменения блеска поверхности, связанные с высыханием органов. Однако кожа и внутренние органы трупа в процессе посмертных изменений теряют и первоначальный блеск и цвет. Поэтому в конструкцию прибора пришлось внести изменения. В процессе работы было установлено, что при освещении исследуемой поверхности под углом 45° и наблюдении по нормали получаются вполне удовлетворительные результаты в отношении колебаний величин фототока при последовательном изучении ряда разноцветных объектов. Хорошие показатели достигаются и при освещении объекта с двух сторон под углами 12,5° и расположении фотоэлемента по нормали. Эти данные мы установили при исследовании лоскутов кожи, интимы аорты, поверхности печени, почек, мышц, легких и сердца, взятых из трупов вскоре после смерти и при сравнении с теми же органами по загнивании и высыхании. Так, например, исследование поверхности печени через 12 часов после смерти дало показание фотометра, равное 31,5 делений шкалы; через 4 дня измерение в том же пункте дало лишь 26,5 делений, а через 45 дней — 17,5 делений.

Для приближения поверхности исследуемых органов к плоскости во время фотометрирования в окно прибора была вмонтирована тонкая металлическая сетка. Как показали наблюдения, такой прием не нарушает существенным образом показания прибора.

В целях исследования небольших участков поверхности, как, например, интимы артерий, ограниченных пятен и т. д., была сконструирована модель с уменьшенным окном, что позволило проследить процесс имбибиции аорты (табл. 1).

Некоторое повышение точности фотометрических исследований, зависящей от постоянства яркости источника света, было достигнуто применением осветителя Л. И. Демкиной и Г. Н, Раутиана, представляющего собой закрытый цилиндрический отражатель с круглой прорезью на боковой стороне.

Таблица 1

Для экспертного изучения, динамики трупных пятен и гнилостной зелени использовалась модель, состоящая из металлического футляра, в котором луч света от лампы накаливания с постоянным режимом питания падает под углом 45° на участок кожи трупа, ограниченный окном диаметром 2,5 см, и, отражаясь, попадает на селеновый фотоэлемент, соединенный с микроамперметром МА-750/5, питание электролампы осветителя осуществлялось от батареи аккумуляторов большой емкости или от тока городской электросети через специальное стабилизирующее устройство. Провода, идущие к приемной части фотометра, были заключены в резиновый шланг длиной 3 м, позволяющий свободно манипулировать фотометром у секционного стола.

Исследование трупных пятен в их динамике проводилось, в первые 3 суток от наступления смерти на 37-трупах (720 наблюдений). Развитие гнилостной зелени исследовалось в течение 10 суток после смерти на 23 трупах (800 наблюдений). Фотометрирование производилось при комнатной температуре на трупах, находившихся после смерти в положении лежа на спине, окраска кожных покровов была «обычная». Нами не использовались для опытов трупы лиц истощенных, обескровленных, умерших от отравления кровяными ядами. В процессе фотометрирования трупных пятен, проводившегося через каждый час, наблюдалось постепенное уменьшение отражения кожи, выражавшееся в снижении показателей микроамперметра. Это снижение интенсивно проявлялось в течение первых 48 часов после смерти, а затем приостанавливалось.

Аналогичное снижение более медленными темпами наблюдалось в течение 10 суток и в местах развития гнилостной зелени: в правой подвздошной области и по средней линии живота.

Кроме этих наблюдений, проводились экспертные исследования на трупах 40 лиц, умерших в результате острых сердечно-сосудистых расстройств, с 3—4- и 5-кратным фотометрированием трупных пятен и гнилостной зелени, с промежутками в 1 час, в пределах от 1 1/2 до 51 часа после смерти. Эти исследования проводились последовательно:

  • а) изучение препроводительных документов, в которых, как правило, отсутствовало указание о времени наступления смерти и если имелось, то лишь самое общее описание трупных пятен,
  • б) обычное визуальное восприятие и последующее описание состояния трупных явлений,
  • в) фотометрирование, по результатам которого определялось время наступления смерти.

После судебномедицинского исследования трупа путем беседы с родными и близкими умершего, присутствовавшими при его смерти, выяснялось время и длительность периода наступления смерти, что и фиксировалось в протоколе нашего наблюдения.

Цифровое выражение динамики трупных явлений, полученное фотометрическим путем, позволило объективно подойти к экспертной оценке трупных пятен и гнилостной зелени применительно к определению давности смерти. Так, фотометрическое исследование показало, что формирование трупных пятен и гнилостной зелени всегда представляет собой процесс, характеризующийся разнообразием времени первоначального появления этих признаков на коже, темпом формирования и последующего развития.

Таблица 2

Точность определений

 

Количество наблюдений

правая подвздошная область

средняя линия живота

± 6 часов

±12 часов

±18 »

±24 часа

выше 24 часов

18

8

5

4

5

11

9

6

2

12

 

Фотометрический метод позволяет констатировать наличие быстрого и медленного типов развития трупных пятен; аналогичные типы выявляются и при фотометрировании гнилостной зелени. В каждом отдельном случае тот или иной тип можно выявить лишь путем повторных исследований.

При быстро м темпе возможно фотометрическое фиксирование трупного пятна уже в течение первого часа после наступления смерти, когда визуально трупные пятна, как правило, не определяются. Полное развитие трупного пятна, при котором показания прибора перестают изменяться, в этом случае происходит в течение суток. Быстрый тип развития трупных пятен, по нашим данным, соответствует безагональному наступлению смерти, когда кровь остается жидкой.

Начало формирования трупных пятен при медленно м типе может быть фиксировано фотометром лишь через 6—8 часов после наступления смерти. Процесс развития трупных пятен в этом случае завершается в течение вторых суток. Это объясняется, как правило, замедленным, атональным наступлением смерти, сопровождающимся интенсивным свертыванием крови, а в некоторых случаях и ее обильной потерей.

Между упомянутыми крайними типами формирования трупных пятен и гнилостной зелени существуют промежуточные типы, очень вариабильные в отношении темпов развития. Если фотометрирование крайних типов позволяет приходить к конкретному выводу в отношении давности смерти, то средние типы подвержены значительным колебаниям, что при определении давности смерти чаще всего находится в пределах ±2 часа, но может отклоняться и до ±10 часов. Оценка фотометрических данных в отношении трупного пятна должна производиться с учетом типа его развития, что ведет к более правильному подходу определения давности смерти. Произведенные наблюдения дают основание полагать, что фотометрирование трупных пятен может найти применение при решении вопроса о времени смерти.

Исследования гнилостной зелени имеют меньшее значение при решении вопроса о давности смерти вследствие вариабильности ее развития на различных трупах, но и ее изучение представляет теоретический и практический интерес. Отклонения от средних, теоретически вычисленных цифр развития гнилостной зелени при определении давности смерти по нашим наблюдениям составляют следующие величины (табл. 2).

Фотометрирование появления гнилостной зелени в правой подвздошной области дало более закономерные результаты, чем по средней линии живота, что, по-видимому, связано с анатомическим строением передней брюшной стенки и топографией толстого кишечника. Таким образом, фотометрический метод может оказаться полезным в изучении закономерностей процессов гниения, так как наряду с другими методами позволяет исследовать степень влияния температуры, влажности и других факторов, имеющих значение при определении давности смерти.

Наши данные о применении фотометрического метода нуждаются в дальнейшем уточнении и разработке. Фотометрирование должно применяться лишь в сочетании со всеми другими методами и при учете конкретных обстоятельств дела, а также условий окружающей среды. Только такой подход может предупредить существенные ошибки в определении срока наступления смерти.

похожие статьи

Оценка посмертных значений влажности эпидермиса для решения задачи определения давности наступления смерти / Кубарев А.А., Соколова З.Ю. // Медицинская экспертиза и право. — 2011. — №1. — С. 44-46.

К вопросу об определении давности смерти при аутолитических изменениях некоторых органов (по данным литературы) / Хорошилова А.С., Власюк И.В., Авдеев А.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 194-199.

Прижизненный некроз и посмертный аутолиз: проблема дифференциальной диагностики / Богомолова И.Н., Богомолов Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2012. — №12. — С. 25-31.

Стадии разложения трупа по М.И. Марченко (1991) / Марченко М.И. — 1991.

Экспертная оценка образования этанола в биологических объектах / Галицкий Ф.А. — 1997.

больше материалов в каталогах

Трупные явления