Деятельность органов внутренних дел по ликвидации последствий ЧС

/ Кузнецов А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2007 — №81. — С. 8-11.

Кузнецов А.В. Деятельность органов внутренних дел по ликвидации последствий ЧС

ЭКЦ УВД Хабаровского края

ссылка на эту страницу

Деятельность органов внутренних дел, помимо основополагающих законодательных документов, таких как Конституция РФ, федеральные законы и др., основывается на подзаконных актах, таких как Приказы МВД РФ, а также совместные приказы с Минобороны России, Госгортехнадзор России, МЧС, М3, Минсельхоз России и др. регламентирующие деятельность подразделений в:

  • ликвидации последствий ЧС техногенного характера;
  • ликвидации последствий ЧС биологического характера (эпизоотии, эпифитотии, эпидемии);
  • ликвидации последствий ЧС природного характера (наводнения, затопления, землетрясения) под кодовым названием «Тайфун».

Хотелось бы остановиться на проблеме идентификации неопознанных трупов возникающей при массовом характере жертв при катастрофах различного характера.

По разным причинам, тела жертв невозможно опознать по внешности или по особым приметам. Во время катастроф с большим количеством жертв у экспертов- криминалистов не всегда есть время и возможности точно идентифицировать личность за короткий промежуток времени вследствие большого количества поступающих тел и их частей. Все трупы необходимо сфотографировать или произвести видеозапись. Для обеспечения оперативности работы необходимо произвести запись в цифровом виде на компьютер, также записать информацию об обнаруженных вещах. Это, в первую очередь, требуется для оперативной обработки и передачи оперативно-розыскной информации. Фотосъемку тел необходимо производить по правилам сигналитической съемки и дактилоскопировать для составления дактокарты в целях постановки на криминалистический учет.

Хочу отметить, что благодаря организации использования криминалистических учетов нам удается постоянно повышать их эффективность. Так, на 10.07.2005 года из 370 неопознанных трупов по АДИС «Папиллон» идентифицировано 140 трупов. Как вы знаете, все сотрудники правоохранительных органов проходят обязательное дактилоскопирование, что позволяет в ряде случаев быстро установить принадлежность останков.

Сейчас с 14 лет при получении паспорта каждый желающий может пройти добровольную дактилоскопическую регистрацию.

В настоящий момент руководством УВД Хабаровского края предприняты необходимые меры для обеспечения условий работы и технической оснащенности подразделения медиков-криминалистов. Так, в ЭКЦ УВД Хабаровского края создано специализированное отделение, комплектование которого сейчас завершается, а часть сотрудников уже прошла необходимое обучение и стажировки.

При обнаружении останков человеческих тел установление личности погибших заключается в установлении того факта, что обнаруженные останки являются останками определенного конкретного человека. При расследовании уголовных дел установление личности погибшего является важнейшим, а иногда решающим условием успеха.

Личность погибшего может быть установлена различными способами. На практике наиболее часто используются: опознание трупа, опознание одежды и предметов на трупе, а также опознание по найденным с трупом документам и иным бумагам. Однако наиболее достоверным является установление личности погибшего с использованием признаков именно самих обнаруженных останков. Такие исследования относятся, в основном, к сфере деятельности судебных медиков в рамках производства судебно-медицинской экспертизы. Хотелось бы отметить, что наиболее ценный опыт в этой области исторически принадлежит Хабаровскому БСМЭ, с которым у нас сложились хорошие рабочие взаимоотношения.

Работа судебного медика-криминалиста по установлению личности погибшего осуществляется, как правило, двумя этапами. Первый этап включает работу непосредственно после обнаружения останков. Исследование останков нацелено на выявление максимально полного комплекса признаков личности умершего. Этот комплекс признаков используется для розыска пропавшего без вести человека со сходными признаками. После выявления такого человека наступает второй этап работы судебного медика - производство исследований по установлению или исключению тождества пропавшего без вести и умершего человека, т. е. по идентификации личности погибшего человека.

Объем работы судебного медика на первом этапе различен в зависимости от степени сохранности и количества обнаруженных останков. В наиболее общем виде желательно установление следующего комплекса признаков личности погибшего человека: возраст, пол, рост, расовая принадлежность; внешность (описание по «словесному портрету», фотографирование, изготовление посмертной маски, восстановление лица по черепу); наличие и расположение татуировок; состояние зубочелюстного аппарата (локализация изменений, коронки, мостовидные и съемные протезы и пр.); иммунологические особенности тканей и органов; признаки профессиональной (привычной) деятельности; перенесенные заболевания, травмы, операции.

Может оказаться полезным установление химического состава органов и тканей для выяснения региона проживания человека.

В последнее время производится исследование хромосомных отклонений, определяющих особенности строения и функционирования организма человека.

В некоторых случаях, по установленным особенностям строения, можно попытаться представить отдельные элементы «психологического портрета» погибшего человека.

На втором этапе работы судебный медик производит сопоставление, сравнительное исследование соответствующих признаков пропавшего без вести и погибшего человека. В качестве сравнительного материала, содержащего сведения о признаках личности пропавшего без вести человека, используются рентгенограммы, фотоснимки головы (лица), медицинские документы (особенно - стоматологические, хирургические, а для женщин — акушерско-гинекологические); протезы, оставшиеся после пропавшего (зубные и прочие); сохранившиеся частицы его организма (волосы, кусочки остриженных ногтей, выпавшие зубы), а также предметы одежды, обувь, головной убор.

Результаты первого этапа работы, позволяющие установить признаки личности погибшего, могут использоваться и в розыскной деятельности. В отечественной практике комплекс признаков внешности, установленный по черепу, использовался для быстрой проверки ряда пропавших без вести. Это осуществлялось путем сопоставления найденного комплекса с признаками внешности пропавших при осмотре их прижизненных фотографий.

Хотелось упомянуть о том, что, к сожалению, в Дальневосточном федеральном округе количество медиков-криминалистов недостаточно и не всегда сроки выполнения исследований, особенно учитывая всю их специфику работы, являются оптимальными с точки зрения органов, проводящих расследование. В этой связи хотелось бы упомянуть о том, что ЭКЦ УВД Хабаровского края, являясь базовым органом, оказывает помощь для всех субъектов округа.

Примером такого сотрудничества является Республика Саха.

Из поступивших материалов известно, что 12 сентября 2004 г. в г. Нерюнгри, в лесном массиве, были обнаружены останки трупа женщины в скелетированном состоянии.

На исследование поступили фотографии четырех женщин, пропавших без вести. После проведенного исследования установлено, что череп принадлежал женщине смешанной европеоидно-монголоидной расы с наиболее вероятным биологическим возрастом 16-25 лет.

Совпадения по полу, расовому типу, возрасту, признакам внешности, пропорциям лица и особенностям строения зубного аппарата, выявленным на представленном на экспертизу черепе, с данными материалов, полученных на гр-ку Я., позволяют сделать вывод, что череп, обнаруженный в г, Нерюнгри, в лесном массиве, принадлежал гр-ке Я. 1985 г.р.

Несовпадения по расовому типу и пропорциональным особенностям лица черепа неизвестной женщины и трех других женщин позволяют сделать вывод, что череп, представленный на экспертизу, не принадлежал им.

Перспективы развития исследований по идентификации личности погибших мы видим в:

  • дальнейшем совершенствовании технических средств и методов исследований, широком привлечении для этого сведений из антропологии и разных отраслей медицины (в соответствии с программой развития МВД РФ, мы получаем в этом году уникальное, самое современное оборудование, которое позволит нам в кратчайшие сроки и с надлежащим качеством проводить ДНК-исследования);
  • специальной подготовке и обучении медиков-криминалистов и экспертов в области ДНК-анализа для идентификации личности (часть наших коллег уже прошла специальные стажировки в Москве, и я надеюсь, в 2006 году основная часть экспертов завершит необходимую подготовку);
  • создании необходимых условий для работы экспертов путем внедрения специализированных рабочих мест с соответствующей технической оснащенностью современной цифровой и компьютерной техникой;
  • разработке и внедрении Инструкции о порядке выявления и фиксации идентификационных признаков неопознанных трупов, как при возникновении ЧС, так и в др. случаях;
  • внедрении новых технологий в области высокоскоростной передачи данных, позволяющей быстро передавать и получать большой объём информации;
  • подписании международных соглашений, направленных на обмен информацией о неопознанных трупах, а также больных и детях, личность которых не установлена;
  • в повышении эффективности специализированной автоматической информационно-поисковой системы (АИПС), действующей в ГИЦ МВД РФ, такой как «Опознание», предназначенной для учёта неопознанных трупов.

Одним из возможных путей, по которым может пойти развитие идентификации, является законопроект, в соответствии с которым образцы ДНК будут браться у всех новорожденных младенцев страны. Такая база человеческой ДНК в будущем может помочь в розыске пропавших без вести и в идентификации неопознанных трупов, учитывая, что их количество с каждым годом увеличивается на 10 %. Стоимость законопроекта, по разным оценкам, составляет ежегодно 15 миллиардов рублей (около 500 миллионов долларов США).

похожие статьи

Особенности идентификации трупов неизвестных лиц в зоне очага землетрясения (Сахалин — 1995) / Чернышов А.П., Авдеев А.И. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 41.

Принципы организации идентификационных исследований в условиях массовой гибели людей / Исаков В.Д., Толмачев И.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 39-40.

Идентификация неопознанных трупов применительно к ситуации «медицина катастроф» / Томилин В.В., Звягин В.Н., Мордасов В.Ф., Щербаков В.В. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 36-37.

Об организации судебно-медицинского обеспечения стихийных бедствий и технологических катастроф / Варшавец Н.П., Гедыгушев И.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 14-16.

Идентификация останков массовых жертв террористического акта в московском метрополитене – опыт комплексного судебно-медицинского исследования / Иванов П.Л., Шигеев В.Б., Исаенко М.В. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — №. — С. .

больше материалов в каталогах

Судебная медицина и чрезвычайные ситуации