Определение длины тела по костям таза. (Аппробация методики А.К. Гармуса в дальневосточном регионе)

/ Титаренко Е.Н., Святовец Е.В., Потеряйкин Е.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2007 — №81. — С. 109-110.

ссылка на эту страницу

Определение длины тела при исследовании скелетированных останков является одной из важнейших задач судебно-медицинской остеологии. Эта задача может быть решена как при исследовании костей всего скелета, так и по отдельным костям, например, при идентификации расчленённых или обгоревших останков.

Нами была проведена апробация методики А.К. Гармуса (1989 г.) — определение длины тела индивида по костям таза, в условиях дальневосточного региона. Так как указанная методика была разработана на основании исследования остеологического материала от лиц, проживавших в европейской части страны, то прерогатива их использования в иных регионах, в частности на Дальнем Востоке, согласно рекомендациям автора, требовала проверки на соответствующем материале.

Данная методика имеет весьма актуальное значение, так как возросшая криминализация общества привела не только к увеличению случаев насильственной смерти, отмечается тенденция роста числа фактов сокрытия следов преступления путем расчленения трупа или его сжигания. Как показывает практика, даже после расчленения или попыток сжигания трупа в абсолютном большинстве случаев, область таза, а именно тазовые кости, остаются более или менее целыми, что при условии отсутствия (или разрушения) конечностей делает их единственными идентификационно значимыми объектами для решения задачи по установлению роста потерпевшего.

Нами были исследованы тазовые кости от трупов 21 мужчин и 15 женщин европеоидной, смешанной (европеоидно-монголоидной) и монголоидной расы в возрасте от 20 до 50 лет, не имеющих признаков диспропорционального развития костей скелета.

Расчет длины тела производился по предложенным А.К. Гармусом формулам:

Для мужчин:

L1 = 57,9 + 2,14(Х5) + 2,53(Х7) + 5,25(Х10) + 2,39(Х11) + 5,14; (г = 0,7438)

Для женщин:

L2 = 40,55 + 7,27(Х10) + 2,97(Х11) + 2,31(Х30) + 1,79(Х33) + 4,79; (г = 0,7604)

 

Где

  • L — длина тела,
  • Х5 — ширина подвздошной кости (12 — здесь и далее № по Мартину и Алексееву),
  • Х7 — ширина лобковой кости (17),
  • Х10 — наибольший диаметр вертлужной впадины (22),
  • Х11 — передняя высота малого таза (29),
  • Х30 — conjugate anatomica (23),
  • Х31 — conjugate vera (23),
  • X33 — ширина нижнего тазового отверстия (27,1).

Полученные результаты сравнивались с показателями длины тела, рассчитанными по длинным трубчатым костям от тех же трупов. В результате сравнения было выявлено, что длина тела, рассчитанная при измерении костей таза, отличалась от длины тела, рассчитанной по длинным трубчатым костям, в среднем, на 5 см. Оба полученных значения находились в пределах одной ростовой группы. Коэффициент корреляции между длиной тела, определённой по длинным трубчатым костям и длиной тела, определённой по костям таза, составил 0,7416.

Полученные данные свидетельствуют о реальной возможности использования данной методики в практической деятельности судебно-медицинских экспертов Дальнего Востока. Методика может использоваться как самостоятельный метод решения идентификационной задачи, как в случае отсутствия длинных трубчатых костей, так и в совокупности с другими остеологическими методами определения длины тела. Учитывая вышеизложенные особенности, на наш взгляд, при использовании данной методики как самостоятельного метода целесообразно делать суждение о принадлежности индивидуума к той или иной ростовой группе с последующим указанием числового интервала соответствующей ростовой группы и ссылкой на используемые литературные данные.

похожие статьи

Основные этапы развития исследований в области судебно-медицинской остеологии в России / Смирнов А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 136-138.

Опыт совместной работы с японскими специалистами при исследовании останков солдат, погибших во Второй мировой войне на Сахалине и Курильских островах / Гейко А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 38-41.

Судебно-медицинская экспертиза мощей преподобномученицы Анастасии Угличской / Молин Ю.А., Агафонов А.В., Смоляницкий А.Г., Кравцов А.И., Рубин А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 26-30.

Исследование анатомических вариантов, аномалий развития и категорий размеров подъязычной кости и хрящей гортани при медико-криминалистической интерпретации травмы и идентификации личности / Звягин В.Н., Калимуллин Р.Р., Мальцева Н.Л. — 2022.

О сахалинском захоронении загадочного народа / Ким Х.С., Левицкая Т.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 70-75.

Опыт совместной работы с японскими специалистами при исследовании останков солдат, погибших во Второй мировой войне на Сахалине и Курильских островах / Гейко А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 38-41.

больше материалов в каталогах

Исследование костных останков

Идентификация личности