Синдром эмоционального выгорания у судебно-медицинских экспертов

/ Авдеев А.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2009 — №10. — С. 20-23.

ссылка на эту страницу

В 1974 году Х.Дж. Фрейденбергер ввел термин «эмоциональное выгорание» для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) определяется современными авторами (Робертс Г.А., 1998; Ронгинская Т.И., 2002; Скугаревская М.М., 2002; Crane M., 1988; Felton J.S., 1998), как состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, как результат неблагоприятного разрешения хронического или острого стресса на рабочем месте.

Актуальность СЭВ для работы судебного медика подтверждается наличием специфических факторов риска в его профессиональной деятельности. Особенность работы судебно-медицинского эксперта (исследование трупов, живых лиц, общение с родными и близкими покойных, работа с представителями правоохранительных органов, отстаивание своего профессионального мнения в судебных заседаниях, постоянная ответственность перед законом) при постоянном количественном росте экспертиз, с усилением требований к их качеству, ведет к накоплению психологических проблем. При этом, для субъекта, создается обманчивое впечатление адаптации к нарастающим проблемам за счет фактора «обыденности». А так как проблемы при этом не исчезают, у работников развиваются стойкие, хотя, возможно, неявные проявления.

Как следствие экстренных работ в условиях стресса (например, чрезвычайная ситуация с массовыми жертвами, интенсивная дневная работа в сочетании с ночными дежурствами), Ю.Джуха, И.Хмарук (2008) отмечают симптомы социально-стрессовых расстройств, которые накапливаются и проявляются тремя возможными путями: сами по себе - как следствие самой ситуации (А); как обострившаяся форма ранее приобретенных расстройств (В); или, наиболее вероятно, как результат взаимного потенцирования А и B.

По мнению К. Маслач СЭВ включает в себя три основные составляющие. Во-первых развитию СЭВ, предшествует период высокой активности, когда сотрудник полностью поглощен работой, забывает о собственных нуждах. Как следствие такого напряжения, наступает первый признак – эмоциональное истощение: чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, особенно после дежурств, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Такое перенапряжение характерно в работе судебного эксперта при совместительстве, авральных нагрузках при массовых поступлениях объектов экспертизы и др. Вторым признаком СЭВ является - личностная отстраненность. Судебно-медицинские эксперты, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как прием для преодоления эмоционального стресса на работе с изменением своего сострадания к потерпевшим, родственникам погибших через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Третьим признаком синдрома выгорания является ощущение утраты собственной эффективности, падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности в судебной медицине, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности, как эксперта. Такое состояние характерно для экспертов с большим стажем работы при срыве адаптации к нагрузке.

Kahill S. (1988) выделяет пять групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания: физические, эмоциональные, поведенческие, социальные, интеллектуальные.

  1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; бессонница; плохое общее состояние здоровья; затрудненное дыхание, отдышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия; нарывы; сердечные болезни.
  2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость; ощущения фрустрации, безнадежность; раздражительность, агрессивность; тревога, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики; потеря идеалов и профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других; преобладает чувство одиночества.
  3. Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю; во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); импульсивность в поведении.
  4. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение предпочтения стандартным шаблонам, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к нововведениям; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах; формальное выполнение работы.
  5. Социальные симптомы: нет времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с окружающими дома и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

В своих работах К.Чернисс (2003) отмечает, что СЭВ страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума в организациях, страдающих синдромом эмоционального выгорания, проявляются различные симптомы этого явления:

  • высокая текучесть кадров;
  • снижение вовлеченности сотрудников в работу;
  • поиск “козла отпущения”;
  • антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
  • режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;
  • развитие критического отношения к сотрудникам;
  • недостаток сотрудничества среди персонала;
  • прогрессирующее падение инициативы;
  • рост чувства неудовлетворенности от работы;
  • проявления негативизма относительно роли или функции отделения.

Выделяют ряд факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания (Скугаревская М.М., 2002; Von Oncuil J., 1996). Основой развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие:

  • высокая рабочая нагрузка;
  • отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
  • недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;
  • невозможность влиять на принятие важных решений;
  • двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
  • постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебные санкции);
  • однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным;
  • отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы (Von Oncuil J., 1996; The ICD-10 Classification, 1992).

К профессиональным факторам риска в судебной медицине предрасполагает работа с «тяжелыми» клиентами (трупный материал, родственники погибших, следственные действия и судебные процессы с перекрестным допросом). Кроме указанных, к этим факторам добавляются агрессивное поведение участников процессуальных действий, со скрытой или явной угрозой и эмоциональным прессингом на эксперта. В последнее время, концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен (например, гистологи, биологи, химики).

Вместе с тем, помимо профессиональной помощи психотерапевта каждый сотрудник группы риска по СЭВ может самостоятельно выполнять определенные «ритуалы очищения», самовнушения, психотренинга. В конце рабочего дня после болезненных психоэмоциональных перегрузок полезно применить методы психотерапии, которые помогут возвратиться к позитивной части жизни и устранить «негативные осколки», сохраняя соответствующие границы между работой и домом. Например, психологи из США практикуют такой прием: на пороге своего дома глубоко выдыхают и отряхиваются. Они визуально представляют границу между двумя мирами — миром работы и миром дома. Наши соседи в Китае отрабатывают древние даосские приемы дыхательной гимнастики, оздоровительного комплекса у-шу. В Индии — йога с мощным психотерапевтическим эффектом. В России до настоящего времени широко распространен прием алкогольных напитков. Но это прямой путь к деградации, алкоголизму и букету сопутствующих соматических заболеваний.

Кроме индивидуальной защиты и психопрофилактики, ряд исследователей предлагает организационные подходы. Например, когда руководство Бюро судебно-медицинской экспертизы рассматривает сотрудника как ценный ресурс для реализации задач организации. При этом, забота о каждом сотруднике есть сохранение ресурса организации. Особенности профессии судебно-медицинского эксперта, эмоциональная нагрузка и синдром эмоционального выгорания требуют определенных условий профилактических мер от руководителя. Это наличие наставничество, компетентное наблюдение руководства, проведения диспутов, повышения квалификации, индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности.

Таким образом, в Бюро судебно-медицинской экспертизы целесообразно предусмотреть периодическую психотерапевтическую помощь сотрудникам, для систематического выявления и коррекции накопившихся невротических изменений; об обязательной медико-психологической реабилитации в отношении сотрудников, работающих в условиях стрессовой ситуации. В связи с этим, некоторые руководители судебно-медицинской службы предлагают решать проблему, изначально определяя профессиональную пригодность путем психологического тестирования при отборе на работу в Бюро СМЭ; периодическое наблюдение психологом молодых специалистов (интернов, ординаторов, молодых специалистов) — в виде бесед, ситуационных задач, групповых тренингов и др. (Джуха Ю., Хмарук И., 2008).

похожие статьи

Практика применения принципов Стамбульского протокола при производстве судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертиз / Мукашев М.Ш., Халитова Е.А., Колопов А.С. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 56-62.

Обоснование экспертных выводов в судебно-медицинской документации / // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 33-37.

Экспертные ошибки при проведении экспертиз по медицинским документам / Бадяев В.В., Шульга И.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 11-14.

Исследование материалов дела при производстве судебно-медицинской экспертизы / Альшевский В.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 8-11.

Оценка качества экспертиз и компетенции эксперта при установлении обстоятельств получения повреждений во время борьбы и самообороны / // Проблемы экспертизы в медицине. — 2004. — №4. — С. 4-7.

больше материалов в каталогах

Экспертные ошибки. Оценка качества судебно-медицинской экспертизы.