Гистологические особенности резаных повреждений нанесенных острым лезвием

/ Бадяев В.В., Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2009 — №10. — С. 45-49.

ссылка на эту страницу

На сегодняшний день особенности резаных повреждений кожного порковаизучены и освещены достаточно широко. Вместе с тем, при изучении характера резаных ран не применяются гистологические методы исследования. Не определены четкие диагностические критерии, позволяющие идентифицировать раны, нанесенные режущими предметами с различной степенью остроты.

Нами были проанализированы результаты 40 экспериментальных наблюдений. Для исследования изымались лоскуты кожи у лиц мужского и женского пола, с области предплечий и шеи, то есть мест, наиболее часто используемых с целью убийства или суицидальных попыток.

Для нанесения повреждений мы выбрали интервал остроты лезвия от 4 од 20 мкм. В качестве наиболее доступного (и максимально острого) предмета мы использовали разовые лезвия для микротома фирмы “Leika” и разовые лезвия для безопасной бритвы.

 

Радиус режущей кромки – 4 мкм. 10 наблюдений

 

При гистологическом послойном исследовании раневого канала повреждений нанесенных лезвием остротой 4 мкм., на увеличениях ×100-400, нами регистрировались, что слои эпидермиса сохранены, имеют обычное строение. Роговой слой уплотнен, вытянут, с краевой отслойкой и снижением волнистости (рис 1.).

Разрыхление, вытянутость и краевая отслойка рогового слоя эпидермиса (острота лезвия 4 мкм)

Рис 1. Разрыхление, вытянутость и краевая отслойка рогового слоя эпидермиса (острота лезвия 4 мкм), ув. ×100

Края повреждений эпидермиса, ровные. Слои эпидермиса сохранены, имеют обычное строение. Ядра клеток эпидермиса округлой формы, без деформации. Вертикальные и поперечные разрывы эпидермиса отсутствуют. В собственно дерме стенка раневого канала ровная. Концы соединительно-тканных волокон выглядели ровными, не разволокнены, пересечены строго поперечно. Равномерно окрашены эозином в розовый цвет, деформации сосудов и ядер клеток собственно дермы не отмечалось.

Ровный срез соединительно-тканных волокон дермы, отсутствие деформации ядер клеток кожного покрова

Рис 2. Ровный срез соединительно-тканных волокон дермы, отсутствие деформации ядер клеток кожного покрова, ув. ×100

 

Радиус режущей кромки – 7 мкм. 10 наблюдений

 

В ходе гистологического исследования стенки раневого канала на увеличениях х 100-400 выявлены незначительные различия по сравнению с предыдущей серией экспериментов: в отдельных срезах отмечалось сгущение клеток эпидермиса, отмечалось небольшая деформация эпителия в виде незначительного нависания над раневым каналом. В собственно дерме, на небольших участках, волокна дермы были несколько гомогенизированы, плотно прилегали друг к другу, граница их слабо различима. Рис 3.

Сгущение клеток эпидермиса

Рис. 3. Сгущение клеток эпидермиса, ув. ×100

Концы соединительно-тканных волокон по-прежнему выглядели ровными, без их разволокнения, пересечены строго поперечно, равномерно эозином окрашены в розовый цвет. Деформации сосудов и ядер клеток собственно дермы не отмечалось.

 

Радиус режущей кромки – 14 мкм. 10 наблюдений

 

На увеличениях ×100-400 при исследовании раневого канала нами зарегистрированы следующие признаки:

Эпидермис обычного строения, в отдельных препаратах имелась деформация ядер (ядра палочковидной формы, единичные в виде штрихов). Ближе к краю раневого канала отмечается сгущение ядер. В нескольких срезах эпидермис нависает над раневым каналом. Сосуды кожного покрова в области повреждения не деформированы (рис.4).

Отсутствие деформации сосудов дермы

Рис. 4. Отсутствие деформации сосудов дермы, ув. ×100

Стенки раневого канала ровные, в отдельных полях зрения волокна несколько деформированы и представлены в виде волнистой линии. Концы пересеченных соединительно-тканных волокон ровные, без разволокнения, пересечены в одной плоскости, эозином равномерно окрашены в розовый цвет. В собственно дерме встречаются единичные вертикально и горизонтально ориентированные щелевидные пустоты. Концы поврежденных соединительно-тканных волокон ровные.

Образование щелей-пустот по нашему мнению связано с тем, что при воздействии лезвием с большим радиусом кривизны на кожный покров, последний испытывает большее продольное растяжение. Внедрение резца приводит не только к локальному разрушению в месте контакта, но и некотором расстоянии от вершины лезвия (впереди него) возникает локальная зона пластической деформации, которая формирует образование строго ограниченных (локальных) дислокаций. Кроме того поля заточки резца формируют деформации растяжения (распора), что приводит к более ускоренному продвижению вглубь материала пластической деформации, которая переходит в сформированную в мягких тканях микроразрывы.

Одиночные горизонтальные щелевидные пустоты

Рис. 5. Одиночные горизонтальные щелевидные пустоты, ув. ×100

Таким образом, применительно к кожной ткани, истинно острыми будут предметы с радиусом кривизны лезвия, меньше толщины структурного элемента кожи, от 4 до 20 мкм. Лезвия данной остроты либо не вызываю де-формации структурных элементов кожного покрова, либо вызывают минимальные их изменения. В нашей группе наблюдений истинно острыми определены резцы остротой 4, 7, 14 мкм.

похожие статьи

Морфологические свойства резаных повреждений кожи и волос головы, причиненных консервной жестью / Саркисян Б.А., Карпов Д.А., Шадымов М.А. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 31-33.

Судебно-медицинские особенности резаных ран сформированных предметом с различной остротой лезвия / Леонов С.В., Бадяев В.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2009. — №3. — С. 33-34.

Морфологические свойства резаных ран и деформации волос кожного покрова головы в зависимости от конструкции лезвия и свойств преграды / Саркисян Б.А., Карпов Д.А., Шадымов М.А. // Медицинская экспертиза и право. — 2009. — №3. — С. 35-37.

Практические рекомендации по исследованию резаных повреждений кожного покрова с целью идентификации режущего объекта по признаку остроты лезвия / Бадяев В.В., Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2016. — №15. — С. 28-34.

Современные возможности диагностики острой травмы / Саркисян Б.А. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2015. — №2. — С. 11-14.

больше материалов в каталогах

Повреждения режущими предметами