Особенности проведения экспертизы у детей при подозрении на развратные действия (практические наблюдения)

/ Авдеев А.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2009 — №10. — С. 132-135.

ссылка на эту страницу

Судебно-медицинская экспертиза при подозрении на развратные действия имеет свои особенности в процессуальном (ст.135 УК РФ) и судебно-медицинском отношении (Беллини Э.Ф., 1898; Розенблюм Е.Е. и др., 1935; Самойличенко А.Н., 2001; Сердюков М.Г., 1964).

В задачу судебно-медицинского эксперта в таких случаях входит обнаружение каких-либо изменений в области половых органов, наличии повреждений и их размеров на теле несовершеннолетнего, установление механизма их происхождения. Если в области половых органов обнаруживается раздражение, покраснение, воспаление, то они должны быть правильно и детально документированы, и экспертным исследованием должно быть не сказано, а доказано, чем эти изменения вызваны (Самойличенко А.Н., 2001; Сердюков М.Г., 1964). Типичными признаками развратных действий при исследовании малолетних девочек являются изолированные повреждения в области половых органов и на теле: надрывы девственной плевы, кровоизлияния в толщу, по краю или у основания ее, трещины, царапины на слизистой входа малых губ, надрывы или кровоизлияния в области наружного отверстия уретры. При совершении развратных действий в течение длительного периода возникают хронические воспалительные процессы слизистой оболочки влагалища и девственной плевы (Сердюков М.Г., 1964).

С нашей точки зрения представляют интерес две экспертизы, проведенные в разные годы по заявлению матерей на развратные действия в отношении своих малолетних дочерей (6 и 5 лет).

В первом случае судебно-медицинским экспертом проведен осмотр девочки, 6 лет. Мать девочки заявила, что ребенка изнасиловал сосед по общежитию, к которому девочка ходила играть и смотреть телевизор. Факт насилия девочка отрицает. При осмотре выявлена рана на задней спайке преддверия влагалища длиной около 1 см, из которой выделяется кровь. Целостность девственной плевы не нарушена. В течение года девочка лечилась по поводу вульвовагинита. При повторном осмотре через год комиссией экспертов с привлечением подготовленного гинеколога отмечено: в области вульвы обращало внимание выраженная гиперемия и легкая ранимость слизистой. В области малых половых губ и клитора обильный налет сероватого цвета без запаха. В области задней спайки слизистая атрофична бледно-розового цвета, слева нежный рубчик длиной 1,3-1,5 см не переходящий на область девственной плевы. Девственная плева на всем протяжении цела. Можно с уверенностью утверждать, что по характеру заживления нежный рубчик в области задней спайки не имеет признаков разрыва, а образовался в результате заживления трещины области слизистой задней спайки в условиях инфицированной до момента заживления трещины и измененных воспалительной реакцией тканей вульвы. Подтверждением этому является то, что в момент осмотра при разведении тканей области задней спайки симметрично нежному рубчику слева образовалась трещина слизистой справа длиной 1,0-1,4 см с кровоточивостью подслизистой. Трещины области задней спайки легко образуются в условиях хронического вульвита (вульвовагинита) у детей при расчесывании области задней спайки, т.к. выраженный зуд вульвы является наиболее характерным клиническим признаком. У детей трещины вульвы сопровождаются выраженной кровоточивостью из-за хорошего кровоснабжения тканей и сопутствующей воспалительной реакции. Дополнительное исследование позволило комиссии сделать вывод о том, что повреждения в области половых органов не характерны для насилия, а более свойственны для изменений в результате воспалительных процессов в зоне половых органов и возможного незначительного по силе воздействия или расчесывания. Более вероятен механизм образования трещины-разрыва от воспалительного процесса на фоне болезненно измененной слизистой оболочки при вульвовагините, то есть естественным путем в результате заболевания.

Во втором случае осмотрена девочка, 4 лет, которая со слов матери подверглась развратным действиям со стороны бывшего мужа (отца девочки) в возрасте 2 лет. Факт насилия девочка подтвердила при проведении судебно-психиатрического исследования: она сказала, что отец вводил ей «палец в писю, царапал, ей было больно». У ребенка в течение ряда лет имел место рецидив хр. уретрита, вульвовагинита. При осмотре девочки участковым гинекологом в поликлинике каких-либо изменений в области наружных половых органах не отмечено. При осмотре ребенка в процессе экспертного исследования в составе комиссии с детским гинекологом нами были выявлены повреждения на наружных половых органах: На девственной плеве имеются следы старых разрывов с рубцовой тканью на 1, 4, 6 часах. Резкий переход от перегородки в утолщенный красноватый валик на 9 часах. На 4 часах рубец в толще плевы ориентирован к свободному краю девственной плевы в косо-вертикальном направлении. На 6 часах рубец по краю остроугольного вертикального разрыва доходит до стенки влагалища. Рубцовая ткань более плотной консистенции и незначительным утолщением. Проведена проба с окрашиванием раствором Люголя. Для контраста рубцов на фоне неизменных тканей проведено смазывание слизистой оболочки девственной плевы и окружающих покровов преддверия влагалища 3% раствором уксусной кислоты, а затем раствором Люголя. Неизменная неповрежденная ткань - слизистая оболочка девственной плевы, приобрела желто-коричневый цвет, а рубцовая ткань на 1, 4, 6 часах условного циферблата часов осталась без окраски – бледного цвета. При попытках коснуться преддверия влагалища и девственной плевы ребенок болезненно реагирует, поджимается, втягивает половые органы и таз, сжимает бедра, капризничает. В процессе осмотра отмечается изменение цвета слизистой оболочки в зависимости от реакции раздражения окружающих тканей при неизменном цвете ткани рубцов:

В начале осмотра слизистая оболочка плевы и видимого участка влагалища бледно розового и розового цвета. Рубцовые изменения на этом фоне менее заметны.

К концу осмотра слизистая оболочка плевы приобретает бледно-красный цвет. Рубцовые изменения выделяются в виде незначительных бледных участков.

После смазывания раствором 3% уксусной кислоты краснеет, а от раствора Люголя приобретает желто-коричневую окраску. Рубцовые изменения на 1, 4, 6 часах четко контрастируют бледно-розовым цветом на фоне красной окраски окружающей ткани.

С разрешения матери ребенка проведено фотографирофирование рубцовых изменений девственной плевы с применением фотоаппарата CANON Power Shot A710. Проведен осмотр с применением кольпоскопа модульного КМ-2:

Капилляроскопия девственной плевы выявила выраженную капиллярную сеть по всей поверхности слизистой оболочки от свободного края до основания плевы. В зонах рубцовой ткани на 1, 4, 6 часах капиллярная сеть отсутствует.

При осмотре с кольпоскоп с применением синего фильтра на слизистой оболочке плевы видны более контрастные бледные образования рубцовой ткани на 1, 4, 6 часах, особенно четкие после обработки р-ром Люголя.

Комиссионное исследование позволило сделать вывод, что повреждения (следы старых разрывов с рубцовой тканью) девственной плевы образовались от действия тупого твердого предмета при введении в преддверие влагалища. Маловероятно, чтобы аналогичные рубцовые изменения девственной плевы образовались гигиенических процедурах при подмывании.

Таким образом, при проведении экспертного исследования развратных действий необходимым условием является участие опытного гинеколога, желательно имеющего специализацию по детской гинекологии. Необходимо исследование девственной плевы ребенка (возможно неоднократно, с перерывом на несколько дней) с применением микроскопической техники (кольпоскопа), дополнительным прокрашиванием плевы на выявление старых разрывов.

похожие статьи

Судебно-медицинская оценка повреждений половых органов у детей женского пола, пострадавших от сексуального насилия / Кривохатько А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 111-114.

Проблема оценки экстрагенитальных повреждений при сексуальном насилии / Кривохатько А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 108-111.

Анализ генетических исследований абортивного материала / Абдулина Е.В., Зыков В.В., Мальцев А.Е. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2018. — №2. — С. 15-18.

Случай повреждения прямой кишки при сексуальном насилии / Бадяев В.В., Шульга И.П., Терентьев К.Л. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018. — №17. — С. 29-34.

Половое созревание и развитие вторичных половых признаков у девушек кабардинской и балкарской национальностей (Сообщение I) / Силин Г.А., Пономаренко О.В., Кутимов Ю.И., Славский И.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №1. — С. 25-28.

больше материалов в каталогах

Судебно-медицинская экспертиза половых состояний