Динамика отложения дополнительных факторов при выстрелах из оружия «Сайга 12-с»

/ Власюк И.В., Полугита П.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2008 — №9. — С. 42-46.

ссылка на эту страницу

Большинство отечественных публикаций, имеющих фундаментальный характер относительно дистанций выстрела из гладкоствольного огнестрельного оружия, имеют 40-летнюю давность. Объектом исследований в то время служило оружие (и боеприпасы к нему) отечественного производства. Последние публикации в периодической печати относительно повреждений из гладкоствольного оружия носят разрозненный характер практических наблюдений и казуистических случаев. В настоящее время появились новые модификации охотно-промыслового оружия, боеприпасы к которым зачастую имеют импортное производство.

Волею экспертного случая, нам в руки попало оружие «Сайга 12-С» и 30 патронов к нему. Имея такое богатство, мы решили произвести отстрел по «полной программе», то есть максимально полно по общепринятой методике.

Итак, оружие «Сайга 12-С» гладкоствольное, 12 калибр. Патроны производства Италии MAGNUM 76, High Energi (усиленный заряд — сколько в граммах установить по упаковке не удалось), вес заряда дроби — 50,0 грамм, № дроби 4/0, заложена в пластиковом четырехлепестковом контейнере, количество дробин — 97-90, диаметр дроби — 0,5 см.

Экспериментальные выстрелы производились в условиях помещения (стрелковый тир) в мишени из белой хлопчатобумажной ткани, размером 45,0×45,0 см. Канал ствола ориентирован горизонтально, плоскость мишени перпендикулярно. Мишень крепилась на ватиновый блок, набитый до степени податливости имитирующей мягкие ткани живота человека. Цевье ружья фиксировалось на пристрелочной станине. Выстрелы проводились на дистанции: плотный (герметичный) упор, неплотный упор, с дистанций 5 см; 10 см; 15 см; 20 см; 30 см; 40 см; 50 см; 75 см; 100 см; 150 см; 200 см; 250 см; 300 см; 400 см; 450 см; 500 см; 60 см; 700 см. В связи с ограниченностью печатной работы мы не стали приводить все данные по отстрелу, а приведем только морфологическую картину повреждений с особо значимых дистанций.

 

Рис. 1. Герметичный упор

Рис. 2. Негерметичный упор

 

При выстрелах в упор наблюдалось образование дефекта ткани диаметром около 2,0-2,5 см с выступанием разволокненных и неровно прерванных нитей в просвет, разрежением тканого плетения и радиальными разрывами протяженностью от 0,5 до 1,5 см. Из сопутствующих факторов выстрела наблюдалось отложение копоти, причем при выстрелах с герметичным упором более интенсивное отложение ее было по краю дефекта, неправильной округлой формы, размером 5,5×5,0 см (рис. 1); при негерметичном упоре отложение копоти неправильной ромбовидной формы размером 6,0×6,0 см, более интенсивное отложение по краю дефекта размером 4,5×4,5 см; на фоне менее интенсивно окрашенной периферической, части видны извилистые «лучики» более интенсивной окраски, не выходящие за пределы зоны отложения копоти (рис. 2). Частицы пороха не обнаружены. На фоне отложения копоти обнаружены одиночные частички (1-2 шт). металла свинца.

 

Рис. 3. Дистанция 5,0 см

 Рис. 4. Дистанция 15,0 см

 

При выстреле с дистанции 5 см наблюдается образование дефекта размером 2,5-3,0 см, с выступанием разволокненных и неровно прерванных нитей в просвет. Отмечалось разрежение тканого плетения и радиальные симметричные разрывы протяженностью до 8,0 см. Отложение копоти имело квадратную форму, размером по диагонали 11,0 см, более интенсивное окрашивание наблюдалось непосредственно по краям дефекта, а также в виде радиальных полос и по границе отложения (рис, 3). Порох не обнаружен. На фоне отложения копоти обнаружены одиночные металлические частички (3-4 шт.) свинца.

При выстреле с дистанции 15 см наблюдается образование дефекта размером около 2,5-2,5 см, с выступанием разволокненных и неровно прерванных нитей в просвет. Отмечалось разрежение тканого плетения и радиальные симметричные разрывы протяженностью до от 2,0 до 6,0 см. Отложение копоти имело квадратную форму, размером сторон около 1,5 см, более интенсивное окрашивание наблюдалось непосредственно по краям дефекта, с постепенным снижением интенсивности к краям отложения. На фоне диффузного отложение копоти просматривались четырех-лопастные участки просветления (рис. 4). Не сгоревшие порошинки и частицы металла свинца обнаруживались во множественном числе по границе отложения копоти.

 

Рис. 5. Дистанция 40,0 см

Рис. 6. Дистанция 75,0 см

 

При выстреле с дистанции 40 см наблюдается образование дефекта размером около 2,5—2,5 см, с выступанием разволокненных и неровно прерванных нитей в просвет. Отмечалось разрежение тканого плетения и радиальные симметричные разрывы протяженностью до 12,0 см. Отложение копоти пылевидного характера, неправильной округлой формы 23,0×24,0 см, с более интенсивным секторальным окрашиванием (рис. 5). Несгоревшие порошинки и частицы металла обнаруживались во множественном числе по границе отложения копоти.

При выстреле с дистанции 75 см наблюдается образование дефекта размером около 2,5-2,5 см, с выступанием разволокненных и неровно прерванных нитей в просвет. Отмечалось разрежение тканого плетения на ширину до 0,5 см. Отложение копоти пылевидного характера, неправильной округлой формы диаметром до 22,0 см. Несгоревшие порошинки и частицы металла свинца обнаруживались во множественном числе по границе отложения копоти (рис. 6).

Рис. 7. Дистанция 100,0 см

Рис. 8. Дистанция 150,0 см

 

При выстреле с дистанции 100 см также наблюдается образование дефекта размером около 2,0-2,0 см, с выступанием разволокненных и неровно прерванных нитей в просвет. Отмечалось разрежение тканого плетения на ширину до 0,5 см. Несгоревшие порошинки и частицы металла свинца обнаруживались во множественном числе, однако визуально количество их заметно снизилось (рис. 7). Зона отложения диаметром около 25,0 см. Копоть можно обнаружить только по кольцу обтирания.

На дистанции 150 см дефект приобретает фестончатые края, имеет диаметр около 3,0 см, обнаруживаются радиальные разрывы от раскрытия лепестков контейнера с участками обтирания (рис. 8). Частицы пороха и металла единичные (5—7 шт.) на участке диаметром около 30,0 см.


Рис. 9 дистанция 200 см.

На дистанции в 200 см начинается разлет дроби с сохранением центрального дефекта. Отдельные дефекты, образованные дробинами, располагаются по краю основного центрального дефекта, сливаясь с ним и друг с другом (рис. 9). Также имеются зоны обтирания как на основном, так и на дефектах от дробин. Диаметр разлета около 5,0 см. Частицы пороха на данной дистанции уже не обнаруживаются, частицы металла единичные (1-2 шт.) и крупные, до 0,05 см.

Таким образом, на дистанции 50-75 см перестают действовать пороховые газы как механический фактор.

На дистанции 75 см перестает откладываться копоть по периферии повреждения. На виде участка регистрировалось обтирание собственно нитей, выступающих в просвет повреждения. На данной дистанции наибольшая интенсивность отложений частиц пороха и копоти.

На дистанции 150-20 см частицы пороха не обнаруживаются, а откладываются только крупные частицы металла размером 0,05×0,05 см.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А.Ф. Лисицын Cудебно-медицинская экспертиза при повреждениях из охотничьего гладкоствольного оружия. — Москва: «Медицина»,  1968.
  2. Я.С. Смусин Судебно-медицинская экспертиза повреждений выстрелами из охотничьего ружья. — «Медицина», Ленинградское отделение, 1971.

похожие статьи

Возможность определения расстояния выстрела из охотничьего оружия 12-го калибра по признакам повреждений одежды и соответствующим им математическим моделям / Суворов А.С., Белавин А.В., Макаров И.Ю., Страгис В.Б., Райзберг С.А., Гюльмамедова Н.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 19-21.

Установление расстояния выстрела из охотничьего оружия 12-го калибра патронами с пыжом-контейнером по особенностям входных повреждений на одежде / Суворов А.С., Белавин А.В., Макаров И.Ю., Зеленский С.А., Страгис В.Б., Райзберг С.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 8-12.

Признаки дробовых повреждений из газового стволового оружия / Кузнецов Ю.Д., Бабаханян Р.В., Исаков В.Д. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 70-71.

Особенности дробового ранения груди выстрелом из сигнального пистолета Шпагина, переделанного для стрельбы охотничьими патронами / Гусаров А.А., Макаров И.Ю., Фетисов В.А., Суворов А.С. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2017. — №4. — С. 59-63.

Возможности экспертной оценки влияния конструктивных особенностей ствола охотничьего оружия на признаки повреждений, формируемых выстрелами многоэлементным снарядом в цилиндрическом контейнере / Макаров И.Ю., Суворов А.С., Лоренц А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2016. — №6. — С. 22-26.

больше материалов в каталогах

Повреждения дробью