Редкий случаи естественной мумификации трупа
/ Розинов М.В., Шуран Н.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1963 — №2. — С. 48-51.
Бюро судебномедицинской экспертизы (нач. — Л.С. Велишева) Московского городского отдела здравоохранения
Поступила в редакцию 29/XII 1962 г.
Как известно, важнейшим условием для мумификации трупа является достаточная циркуляция сухого воздуха, а повышенная температура ускоряет испарение влаги из тканей и задерживает гниение. Мумификация может развиваться и при низкой температуре, если последняя препятствует развитию гнилостных процессов, но не исключает возможности испарения влаги из тканей (И. М. Иосифов, Н. В. Попов, М. И. Райский). На процесс естественной мумификации влияют и некоторые индивидуальные особенности организма покойного. Так, трупы истощенных людей мумифицируются легче, чем тучных (Э. Кноблох) , трупы младенцев высыхают значительно быстрее, чем взрослых. Превращение трупа в мумию, по мнению П. А. Минакова, происходит следующим образом. В первые дни после смерти в трупе при повышенной окружающей температуре интенсивно развиваются гнилостные процессы, но вследствие потери большого количества жидкости труп становится суше и жизнедеятельность гнилостных бактерий в нем нарушается. Гниение замедляется или вовсе прекращается и труп при достаточно высокой температуре и сухом воздухе быстро высыхает.
Полностью мумифицированные трупы сохраняются бесконечно долгое время. Состояние мумификации не исключает возможности при судебномедицинском исследовании трупов разрешать ряд вопросов,, интересующих следствие: установление наличия повреждений, обнаружение в трупе ядов, отождествление личности покойного и др. (М. И. Авдеев, В. М. Смольянинов).
В нашей практике встретился необычный случай естественной мумификации трупа в условиях жилой комнаты.
31/VII 1962 г. в квартире с коридорной системой, в комнате гр-ки X. М., 72 лет, обнаружен мумифицированный труп. Комната (площадью около 5 м2 ) имеет прямоугольную форму и находится на 4-м этаже. В комнате одно окно, расположенное напротив двери.
X. М. пояснила, что мумия представляет собой труп ее старшей сестры X. О., умершей 9/II 1943 г. в возрасте 54 лет. X. О. в последние годы жизни страдала каким-то сердечно-сосудистым заболеванием. Незадолго до смерти резко похудела, в конце января 1943 г. заболела, и вскоре скончалась. В первые дни X. М. не похоронила труп, так как не могла найти паспорт покойной. В последующем на нее «напал страх одиночества» и она, решив оставить труп сестры у себя, обмыла его, одела и положила на матрац, находившийся на сундуке с газетами, и накрыла простыней. В комнате было холодно, она не отапливалась. Помещение хорошо проветривалось, форточка была постоянно открыта. Недели через 3 от трупа начал исходить неприятный запах, на теле появилось много подвижных белых «червей», большинство из них X. М. сняла с трупа, после чего ушла жить к знакомым, у которых пробыла 11 /2 —2 недели. Когда она вернулась домой, от трупа и его одежды ощущался сильный гнилостный запах. X. М. переодела труп в чистое платье. Повторного появления «червей» на трупе не отмечалось, гнилостный запах постепенно исчезал. Спустя 8–9 месяцев после смерти она переложила труп в более теплое и лучше проветриваемое место — на деревянную полку, устроенную поперек комнаты над входной дверью. К этому времени труп стал значительно легче, чем в первые дни после смерти.
Рис. 1. Общий вид головы
мумифицированного трупа.
Применение каких-либо химических средств для сохранения трупа X. М. отрицает.
При судебномедицинском исследовании трупа установлено, что вес его 4120 г, длина 150 см. Поза трупа фиксирована: голова наклонена кпереди и несколько повернута вправо. Рот полуоткрыт, скошен вправо и книзу, зубы оскалены. Руки сложены на животе, передняя брюшная стенка подтянута к позвоночнику. Ноги вытянуты, правая стопа повернута кнаружи, левая — в положении подошвенного сгибания. Части тела в суставах неподвижны. Объем трупа, особенно конечностей,, уменьшен. Кожа твердая, сухая, коричневато-бурого цвета, резко истончена, толщина ее не превышает 0,2 мм. Под кожей отчетливо контурируются многие кости, отдельные мышечные тяжи и сухожилия. Местами между кожей и этими тканями имеются пространства с остатками мягких тканей в виде тонких, переплетающихся сухих нитей сероватого цвета. Волосы на голове, в подмышечных впадинах, на лобке, а также брови, ресницы и пушковые волосы полностью отсутствуют. Ногти на руках и ногах сохранены. Глазные яблоки и правая ушная раковина отсутствуют. В глазницах — остатки высохших мягких тканей. Левая ушная раковина уменьшена в размерах, твердая, плотно прилежит к голове, форма и некоторые детали ее строения сохранились. Кожа и мышцы по задней поверхности трупа местами разрушены. Остистые отростки нижнего отдела грудных позвонков, поясничных позвонков и крестцовая кость обнажены. Мягкие ткани в области промежности отсутствуют, вход в малый таз заполнен сухими крош- коватыми массами темно-серого цвета и оболочками куколок насекомых. Скопление последних отмечается и в области разрушенных мягких тканей на задней поверхности трупа.
При рентгенологическом исследовании в грудной и брюшной полостях внутренних органов не выявлено. Травматических изменений скелета и наличия каких-либо инородных тел, за исключением зубного протеза в полости рта и металлических пломб в зубах, на рентгенограммах частей трупа не установлено. Отмечены повышенная порозность костей и изменения, присущие пожилому возрасту.
Рис. 2. Прижизненная фотография гр-ки X. О. | Рис. 3. Фотосовмещение головы мумифицированного трупа и головы гр-ки X. О. |
Анатомо-морфологические особенности строения скелета, степень изношенности зубов и данные рентгенологического исследования показали, что мумифицированный труп является трупом женщины в возрасте старше 50 лет.
Отождествление личности покойной производили по признакам внешности с использованием метода фотосовмещения. В качестве отождествляющего личность X. О. объекта была использована ее прижизненная фотография, изъятая из паспорта. Сходство общих признаков личности и положительные результаты фотосовмещения позволили в данном случае дать категорическое заключение о том, что обнаруженная мумия представляет собой труп X. О., 1888 года рождения (рис. 1–3).
Высохшие мягкие ткани трупа подвергали судебнохимическому анализу на наличие ядов. Барбитуратов, алкалоидов и солей тяжелых металлов в них не обнаружено.
Признаков насильственной смерти при судебномедицинском исследовании трупа не установлено. Результаты исследования и состояние трупа не исключают возможности наступления смерти X. О. от какой-либо болезни в феврале 1943 г.
похожие статьи
Мумификация на фоне гнилостных изменений трупа и ее судебно-медицинская оценка / Теньков А.А. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — №. — С. .