Судебно-медицинская оценка поздних постмортальных явлений на трупах, извлеченных из воды

/ Теньков А.А. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Теньков А.А. Судебно-медицинская оценка поздних постмортальных явлений на трупах, извлеченных из воды

(Курск)

ссылка на эту страницу

Вопрос о характере и темпе развития поздних постмортальных явлений на трупах, находящихся в воде, освещен недостаточно [3]. В судебно-медицинской литературе, включая и современную, приводятся хрестоматийные данные Каспера о том, что темп развития трупных явлений в воде в 2 раза медленнее, чем на воздухе, и в 4 раза быстрее, чем в земле [2,4]. Насколько эти сведения соответствуют действительности неизвестно, т.к. их никто не проверял. В большинстве работ при описании гнилостных изменений на трупах, извлеченных из воды, температура последней, как правило, не указывается, что затрудняет использование этих сведений на практике [1].

Целью настоящей работы было изучение особенностей развития поздних трупных явлений при нахождении умерших в водной среде.

Объектами исследования служили трупы 147 лиц при длительности нахождения последних в воде (ДНВ) не более 30 суток. Возраст погибших составляет от 19 до 72 лет. Указанные трупы извлекались из водоемов, температура воды которых фиксировалась. Все наблюдения были разбиты на подгруппы соответственно температурным режимам воды: +11-15°С; +16-20°С; +21-25°С и +26-30°С.

Исходя из того, что трупы, извлеченные из воды, на воздухе быстро подвергаются гнилостным изменениям, этот период (нахождение на воздухе) до вскрытия был нами максимально сокращен и в основном не превышал 6 часов. Подавляющее число лиц, трупы которых были извлечены из воды, погибли от утопления. В 2 случаях смерть последовала от черепно-мозговой травмы, и в 1 – от ИБС. В указанных 3 случаях время от наступления смерти до попадания в воду не превышало несколько минут. В 9 наблюдениях причина смерти была не установлена из-за выраженных гнилостных изменений. Ни в одном из наблюдений не констатировались признаки малокровия внутренних органов и тканей.

При проведении судебно-химических исследований крови и мочи указанных трупов оказалось, что 48 погибших перед смертью были трезвыми, остальные находились в состоянии алкогольной интоксикации различной степени.

При исследовании указанных трупов обращалось внимание на характер развития т.н. внешних традиционных манифестных признаков гниения: трупную зелень, гнилостную мацерацию кожи, гнилостную эмфизему, отсутствие или наличие эпиляции волос головы, гнилостную венозную сеть. Применительно к каждому из вышеуказанных трупных явлений были определены т.н. крайние сроки: максимальная ДНВ, до которой встречаются случаи отсутствия конкретного позднего постмортального явления. Кроме этого указывалась и минимальная ДНВ, после которой наблюдаются случаи этого явления, выраженного в наибольшей степени.

При оценке трупной зелени учитывалась только ее локализация по областям и частям тела: голова, шея, верхние конечности, подвздошная область (-ти), весь живот, туловище (все), нижние конечности. Если трупная зелень наблюдалась не на одной, а на нескольких частях (областях) тела, то такие изменения также фиксировались в таблицах. В первом случае окрашивание считалось изолированным, во втором – сочетанным. Вводить критерии окрашивания трупа зеленью по выраженности ее интенсивности не целесообразно, т.к. на коже одного и того же трупа может констатироваться зеленая окраска разной интенсивности на различных частях тела. Поэтому трупная зелень учитывалась только по градациям «есть» (+) или «нет» (-) с указанием ее локализации.

Крайние сроки появления трупной зелени даны в таблице 1.

Таблица 1

Хронологическая характеристика крайних сроков появления трупной зелени (экспертные наблюдения, гниение в воде)

Температурные
диапазоны
(°С)

Максимальная ДНС,
до которой
встречаются
случаи отсутствия
трупной зелени
(в сутках)

Временные интервалы,
когда встречается
наличие трупной зелени
на отдельных частях
и сочетания их локализаций

Минимальная ДНС,
после которой
встречаются случаи
окрашивания
всей поверхности
тела трупной
зеленью
(в сутках)

Изолированное
окрашивание
трупной
зеленью
(в сутках)

Сочетанное
окрашивание
трупной
зеленью
(в сутках)

+11-15

4

1-5

4-25

3

+16-20

7

1-6

1-5

1

+21-25

3

1-3

1-5

1

+26-30

1

нет наблюден.

1

1

 

В этой таблице, в частности, указана та максимальная ДНВ, до которой встречаются еще случаи отсутствия трупной зелени. Например, для температуры воды +16-+20°С этот срок составляет 7 суток. Позднее указанного времени при данном температурном режиме всегда констатировались наличие трупной зелени той или иной локализации. В этой же таблице имеется графа, в которой указаны те минимальные сроки, после которых уже начинают встречаться наблюдения с окрашиванием трупной зеленью всего тела. В частности, для температурного режима +16-+20°C этот срок составляет всего 1 сутки. Это значит, что спустя 1 сутки при данной температуре могут извлекаться из воды трупы с тотальным прокрашиванием тела трупной зеленью.

Мацерация кожи также учитывалась нами по областям и частям тела, кроме кистей и стоп (формирование «носков» и «перчаток» смерти). Последнее связано с тем, что возникновение указанных феноменов имеет свои особенности, и их начальные проявления наблюдаются и у живых людей: побеление кожи, возникновение её грубой морщинистости. Кроме этого, данное явление на кистях и стопах изучено достаточно полно.

Учитывалась отслойка ее надкожицы с формированием гнилостных пузырей, наполненных сукровичной жидкостью. Оценка наличия или отсутствия мацерации осуществлялась следующим образом. Если на коже трупа не было обнаружено нигде участков в виде дефектов надкожицы или гнилостных пузырей, то такое состояние учитывалось как отсутствие мацерации. Сюда входили и случаи, когда для отслойки надкожицы требовалось даже незначительное усилие в виде механического тангенциального воздействия на поверхность кожи. Наличие на коже трупа дефектов надкожицы любых размеров или гнилостных пузырей учитывалось как наличие мацерации (+), ее не обнаружение – как отсутствие (‑).

В таблице 2, по аналогии с таблицей 1 для трупной зелени, даны крайние сроки появления гнилостной мацерации кожи. Например, для температуры воды +16-+20°С максимальным сроком, до которого встречаются случаи отсутствия ГМК, являются 1 сутки. Минимальной ДНВ, после которой наблюдаются случаи ГМК всей поверхности тела, также составляет 1 сутки. Таким образом, при извлечении трупов из воды уже через 1 сутки при температуре +I6-+20°C может иметь место как тотальное распространение ГМК с отслойкой надкожицы и формированием гнилостных пузырей, так и полное отсутствие этого показателя гниения.

Таблица 2

Хронологическая характеристика крайних сроков появления гнилостной мацерации кожи (ГМК) (экспертные наблюдения, гниение в воде)

Температурные
диапазоны
(°С)

Максимальная ДНС,
до которой
встречаются случаи
отсутствия ГМК
(в сутках)

Временные интервалы,
когда встречается наличие ГМК
на отдельных частях тела
и сочетания их локализаций

Минимальная ДНС,
после которой
встречаются
случаи ГМК всей
поверхности тела
(в сутках)

Изолированная
мацерация
отдельных
частей тела
(в сутках)

Сочетанная
локализация
обнаружения
мацерации
(в сутках)

+11-15

4

25

16

4

+16-20

1

4-6

2-15

1

+21-25

1

нет наблюден.

2-5

1

+26-30

1

нет наблюден.

нет наблюден.

1

 

Тканевая эмфизема характеризовалась регионарным или тотальным вздутием мягких тканей и характерным на ощупь «хрустом» подкожной жировой клетчатки. Данный признак учитывался по частям тела: голова, шея, верхние конечности, туловище, нижние конечности и оценивался по двум градациям: «есть» (+) или «нет» (-). Оценка выраженности трупной эмфиземы, т.е. конкретный учет количества гнилостных газов, скопившихся в мягких тканях, не проводилась.

Развитие гнилостной эмфиземы на трупах, извлеченных из воды, также имело свои хронологические особенности. В таблице 3 представлены крайние сроки появления гнилостной эмфиземы при всех четырех температурных режимах. Из данной таблицы усматривается, что в ряде случаев гнилостная эмфизема развивается очень быстро, проявление данного явления можно наблюдать уже в сроки, не превышающие 1 суток. В эти же сроки при температурном режиме +16-+20°С встречались случаи с явлениями тотального проявления гнилостной эмфиземы.

Таблица 3

Хронологическая характеристика крайних сроков появления гнилостной эмфиземы (экспертные наблюдения, гниение в воде)

Температурные
диапазоны
(°С)

Максимальная ДНС,
до которой
встречаются
случаи
отсутствия
гнилостной
эмфиземы
(в сутках)

Временные интервалы, когда
встречается наличие
гнилостной эмфиземы
на отдельных частях тела
и сочетания их локализаций

Минимальная ДНС,
после которой
встречаются случаи
эмфиземы всей
поверхности тела
(в сутках)

Изолированная
эмфизема
отдельных
частей тела
(в сутках)

Сочетанная
локализация
обнаружения
эмфиземы
(в сутках)

+11-15

2

4-16

5-27

2

+16-20

1

1-5

1-5

1

+21-25

менее суток

2-4

2-5

менее суток

+26-30

менее суток

нет наблюден.

нет наблюден.

менее суток

Отслойка волос головы осуществлялась по следующим градациям: «0» - прочность прикрепления волос к коже головы не нарушена; «1» - отделяются при легком потягивании; «2» - отделились самостоятельно.

Для оценки состояния «отделяются при легком потягивании» был использован динамометр со шкалой до 2 кг, причем учитывалось усилие (сила), равная 2 кг, которое способно при медленном потягивании вырвать 10 волос головы: не более 200 грамм на 1 волос. Под термином «отделились самостоятельно» подразумевались участки посмертной плешивости вплоть до полного облысения.

В таблице 4 даны крайние сроки изменений прочности фиксации волос головы в зависимости от длительности нахождения в воде по степеням от обычного (по прочности) прикрепления волос головы (0 степень), до полного самопроизвольного облысения в воде (2 степень).

Таблица 4

Хронологическая характеристика крайних сроков изменений прочности фиксации волос головы по степеням (0,1,2) (экспертные наблюдения, гниение в воде)

Температурный
режим
(°С)

Максимальные сроки,
до которых встречаются
определенные степени
прочности фиксации
волос головы
(в сутках)

Минимальные сроки,
после которых встречаются
определенные степени
прочности фиксации
волос головы
(в сутках)

Степени прочности
фиксации волос

Степени прочности
фиксации волос

0

1

2

0

1

2

+11-15

12

16

28

1

4

4

+16-20

12

30

6

1

1

2

+21-25

6

30

6

1

1

2

+26-30

1

4

3

1

1

3

На трупах, извлеченных из воды, исследовался и процесс появления гнилостной венозной сети (ГВС). При этом было обращено внимание на то обстоятельство, что частота появления ГВС зависит от температуры воды, чем она выше, тем чаще встречается указанное явление. Так при температуре воды +11-+15°С из 25 случаев она констатирована лишь в З, при температуре +16-+20°С из 42 - в 15, при температуре +21-+25°С из 50 в 21, при температуре +26-+30°С из 6 в 5.

При этом какой-либо закономерности между ДНВ и очередностью проявления гнилостной венозной сети по областям тела установлено не было.

Выводы:

  1. Сроки проявления манифестных поздних трупных явлений применительно к ДНВ весьма вариабельны и значительно шире тех, которые отражены в соответствующей судебно-медицинской литературе.
  2. Установленные крайние сроки проявления поздних постмортальных явлений, соответствующие определенным температурным режимам воды, позволят избежать ошибок в оценке длительности нахождения трупа в воде.

похожие статьи

Патоморфологические изменения тканей внутренних органов, возникающие в результате гниения, значимые для установления давности наступления смерти / Рачкова И.А., Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 121-124.

Спектрографическое дифференцирование археологических костных материалов от современных погребений / Рубежанский А.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 14-17.

Энтомологические и микробиологические особенности разложения трупов, подвергшихся воздействию пламени / Лаврукова О.С., Лябзина С.Н., Сидорова Н.А., Приходько А.Н. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2018. — №4. — С. 30-34.

Диагностическое значение наличия и объема жидкости в клиновидной пазухе при утоплении / Недугов Г.В., Шарафуллин И.Т. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 24-28.

Значение планктона в диагностике утопления (Обзор) / Эйдлин Л.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №2. — С. 18-21.

Модификация метода изготовления препаратов для микрологического исследования / Анисимов Л.П., Девятериков А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017. — №16. — С. 7.

больше материалов в каталогах

Поздние трупные явления

Утопление