Факт обнаружения посмертных повреждений черепа при оледенении головы и его судебно-медицинское значение

/ Лысый В.И. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Лысый В.И. Факт обнаружения посмертных повреждений черепа при оледенении головы и его судебно-медицинское значение

(Красноярск)

ссылка на эту страницу

В судебно-медицинской литературе вопрос об условиях образования посмертных повреждений черепа при промерзании трупа освещен достаточно хорошо (Лысый В.И. 1974-2004) Некоторые же аспекты, такие как, например, зависимость повреждений от области первичного промерзания, позы трупа, расположения одежды на нем, интервала низких температур, минимального времени действия температур необходимых для возникновения посмертных повреждений, освещены слабо. Между тем они представляют не только теоретический интерес, но и имеют большое практическое значение.

Известно, что замерзание (промерзание) тела человека начинается с областей, не защищенных одеждой. Степень промерзания зависит не только от уровня отрицательных температур, но и от влажности, скорости движения воздуха и других факторов.

Исходя из указанных предпосылок, можно полагать, что при горизонтальном положении трупа, когда затылок касается земли (или другого покрова) — область первичного (и большего) промерзания головы будет со стороны лица. Если голова касается земли правой половиной лица — первичное промерзание начинается с его левой половины, и, наоборот,— если лицо касается покрова левой половиной.

Это предположение полностью подтвердилось в проведенных нами ранее экспериментах. При этом отмечено, что в начальный период ткани в области первичного промерзания были полностью замерзшими (каменистой плотности), в то время как там, где голова соприкасалась с деревянным полом, они сохраняли плюсовую температуру.

Для выявления закономерностей расположения повреждений костей черепа в зависимости от области первичного промерзания трупа, поставлено 26 опытов. Использовались трупы людей обоего пола в возрасте от 38 до 55 лет, умерших от острой алкогольной интоксикации, отравления суррогатами алкоголя, механической асфиксии от сдавления органов петлей при повешении, хронической и острой ишемической болезни сердца, общего переохлаждения организма и других причин. Повреждения костей черепа до замораживания полностью исключались как катамнестически, так и контрольной рентгенографией головы в двух проекциях (прямой и боковой), выполненной до экспозиции холодом. Время от момента наступления смерти до начала экспозиции холодом колебалось от 8 до 48 часов.

Замораживание трупов во всех случаях производилось с открытой областью шеи, на которую направлялась струя холодного воздуха от вентилятора (скорость движения 10— 15 м/сек), то есть создавались условия для первичного промерзания органов шеи. Одновременно от действия струи воздуха происходило промерзание той области головы трупа, которая была обращена к вентилятору: при положении лежа на спине, больше промерзало лицо, на правом боку — левая половина лица, на левом боку — правая половина лица. Положение трупов в этот момент было следующим: горизонтально спиной вниз, затылок касается пола (12); на правом боку, голова касается пола правой половиной (6); на левом боку, голова касается пола левой половиной (8). Время экспозиции холодом от 2 до 7 суток.

В дальнейшем, при исследовании во всех случаях обнаружены повреждения костей черепа — переломы и расхождения по швам. При положении трупа лежа на спине повреждения локализовались в затылочной области, при положении на правом боку — в правой теменно-височной области, при положении на левом боку — в левой теменно-височной области, то есть в области, противоположной большему промерзанию головы.

Экспериментальные наблюдения подтвердились случаями из практики.

  • Случай 1. Гр-н Г., 33 лет, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в феврале ушел в тайгу и не вернулся. Через 4 дня замерзший труп его был обнаружен в кустах на снегу. Труп располагался в позе спящего человека, на правом боку, с подтянутыми к животу коленями, ладони рук в рукавицах под правой половиной лица. На трупе была зимняя одежда, на голове шапка-ушанка, на ногах — валенки. При исследовании на правой половине черепа обнаружены перелом костей и расхождение швов, возникшие от действия низкой температуры.
  • Случай 2. Гнилостно разложившийся труп гр-ки И., 44 лет, пропавшей в декабре, обнаружен в апреле в лесу. Положение трупа — лежа на левом боку, левая половина лица касалась земли. На трупе была зимняя одежда, на голове шерстяная шаль, на ногах — валенки. При исследовании на левой половине черепа обнаружен перелом костей от воздействия отрицательных температур.
  • Случай 3. Гнилостно измененный труп юноши В., 16 лет, пропавшего в декабре, был найден в июне. Труп лежал спиной вниз, голова касалась земли затылком, руки вытянуты вдоль туловища. На трупе была зимняя одежда, на голове шапка-ушанка, на ногах — утепленные ботинки. При исследовании в затылочной области головы отмечен перелом костей черепа и расхождение черепных швов, возникшие от действия отрицательных температур при промерзании трупа.
  • Случай 4. Замерзший труп гр-на Б., 19 лет, обнаружен в марте, висящим на дереве в петле из брючного ремня. На трупе была зимняя одежда, на голове шапка-ушанка с опущенными и завязанными под подбородком клапанами. При исследовании в обеих теменно-височных областях выявлены симметричные переломы костей черепа, возникшие от действия отрицательных температур при промерзании.

Иногда при производстве судебно-медицинских экспертиз костных останков необходимо установить время, когда наступила смерть. В нашей практике встретились случаи, когда по посмертным переломам костей черепа от действия отрицательных температур было установлено время года наступления смерти.

Обстоятельства практического наблюдения таковы: в сентябре 1984 года на экспертизу в физико-техническое отделение краевого бюро судебно-медицинской экспертизы поступили останки двух скелетированных трупов. Причем, маркировка этих доставленных двух останков трупов была нарушена. В предварительных сведениях указано, что останки трупов были обнаружены в Дудинском районе Таймырского национального округа в августе 1984 года в разных местах. При экспертизе останков были установлены пол, возраст, рост, раса, индивидуальные особенности, отсутствие механических повреждений, за исключением трещин костей на основании черепа одного трупа.

На черепе (Заключение эксперта № 206) обнаружены четыре трещины в передней черепной ямке, надглазничных частях лобной кости длиной по 2,5 см, которые веерообразно отходили от петушиного гребня. В области большого затылочного отверстия также были обнаружены четыре трещины длиной по 3 см, которые радиально расходились от большого затылочного отверстия. При исследовании краев этих переломов было установлено, что они отвесные без выкрашивания костей, то есть обнаружена деформация кости на растяжение. Расположение переломов, характер краев свидетельствуют в пользу их образования от действия низких температур при промерзании головы .

На черепе (Заключение эксперта № 205) второго скелетированного трупа каких-либо повреждений, в том числе и от действия отрицательных температур, не выявлено. Таким образом, обнаружение на одном из представленных черепов повреждений от действия отрицательных температур свидетельствует в пользу того, что смерть данного лица наступила в период действия отрицательных температур, то есть зимой. Вышесказанное сыграло решающую роль в опознании трупов, которые были одинакового возраста, пола, роста, расы, но пропавшие в различное время года.

Следственными данными в дальнейшем было установлено, что лица, которым принадлежали останки, потерялись в разное время. Один на них потерялся в декабре 1980 года, другой — в июле 1980 года.

На нашем практическом и экспериментальном материале (691 полностью промерзших тел трупов) повреждения костей черепа образовывались при интервалах температур только ниже минус 10С°.

Что касается срока действия отрицательных температур на тело трупа, после которого возникают посмертные повреждения на голове, то на нашем экспериментальном материале (постоянно работал вентилятор со скоростью 5-15 м/с), повреждения черепа регистрировались уже после 24 часов воздействия, однако многократные систематические наблюдения показывают, что направление и скорость ветра на определенном участке за сутки не однократно меняется. Практические же наблюдения показали, что ранее, чем через трое суток нахождение трупа на холоде, повреждений костей черепа не возникают. Следовательно, эти оба положения нужно иметь в виду при диагностике посмертных повреждений, и что с достоверностью можно считать, что ранее, чем через сутки повреждений от действия отрицательных температур в естественных условиях не возникнут.

Таким образом, факт обнаружения посмертных повреждений головы при промерзании трупа влечет за собой ответы на следующие вопросы:

  1. Время года наступления смерти
  2. Положение головы (трупа) в момент промерзания.
  3. Уровня отрицательных температур при промерзании трупа.
  4. Минимальное время действия отрицательных температур необходимого для возникновения повреждений на голове.

похожие статьи

Редкий случай травмы шеи при извлечении тела из воды / Виндгассен М., Ресслер Л., Тсокос М., Эстерхельвег Л. // Судебная медицина. — 2019. — №4. — С. 32-33.

Роль иммуногистохимического исследования в установлении прижизненности и выраженности огнестрельных повреждений мягких тканей / Богомолов Д.В., Федулова М.В., Шай А.Н., Павлова А.З., Збруева Ю.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 46-47.

Морфологическая характеристика коры мозжечка при ожоговой травме / Морозов Ю.Е., Дорошева Ж.В., Горностаев Д.В., Колударова Е.М., Пиголкин Ю.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 24-27.

Изучение морфологических признаков общего переохлаждения: обзор литературы и перспективы исследования / Полетаева А.А., Максимов А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 92-100.

Судебно-медицинская оценка степени алкогольной интоксикации при смерти от переохлаждения : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Югов К.М. — 2003.

Ультрамикроскопические изменения сосудов микроциркуляторного русла почек при общем переохлаждении организма в эксперименте / Алябьев Ф.В., Арбыкин Ю.А., Сучкова В.А., Краснова А.П., Бокиев М.У., Сергеев А.П., Паксюткина А.В., Хлуднева Н.В., Фомина И.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 22-25.

больше материалов в каталогах

Прижизненность образования повреждений

Действие низкой температуры