Об одном социально-значимом заболевании в структуре судебно-медицинской смертности городского населения

/ Батова Л.Ф., Мальцев С.В., Ивкин А.А., Соболевская Т.А. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — С. 46.

Батова Л.Ф., Мальцев С.В., Ивкин А.А., Соболевская Т.А. Об одном  социально-значимом заболевании в структуре судебно-медицинской смертности городского населения

(Кемерово)

ссылка на эту страницу

С ростом туберкулеза в России наиболее неблагоприятная эпидемиологическая обстановка сложилась в Сибирском Федеральном округе, где туберкулез достиг масштаба эпидемии. К территориям Сибири с особо критической ситуацией относится Кемеровская область. Заболеваемость туберкулезом в Кемеровской области превышает среднюю по России в 1,6 раза, смертность от туберкулеза более чем в 2 раза (Копылова И.Ф., Кобелева Г.В., Байбородова Т.И., 2004). За последние 10-12 лет ухудшение социально-экономических условий в области и снижение уровня противотуберкулезных мероприятий сопровождалось увеличением частоты позднего выявления туберкулеза в Кемеровской области с 5% до 20%.

По данным Областного клинического противотуберкулезного диспансера – заболеваемость туберкулезом органов дыхания в г.Кемерово с 1997 по 2003 год выросла с 65,7 до 116,9 на 100 тыс. населения, смертность от туберкулеза с 30,3 до 45,9.

Цель настоящего исследования – изучение динамики, структуры и причин судебно-медицинской смертности от туберкулеза органов дыхания в г.Кемерово за 1999-2003 г.г.

Динамический ряд показателей судебно-медицинской смертности от туберкулеза в Кемеровской области с 1999г. имеет прямолинейную тенденцию к росту. Так, в 2003г. показатель смертности увеличился по отношению к 1999г. в 1,6 раза и составил 155,9%. По г.Кемерово за изучаемый период отмечен волнообразный рост данного показателя с максимумом в 2002г. и в 2003г., и превышал таковой 1999 года соответственно на 52,2% и 125,0%, причём наибольший темп прироста (+ 66,0%) зарегистрирован в период 2002-2003 г.г. Доля смертности от туберкулеза в общей судебно-медицинской смертности населения г. Кемерова за 1999-2003 г.г. колебалась от 1,5% до 2,1%, а в структуре ненасильственной смерти от 4,1% до 5,0%. В областных показателях судебно-медицинской смертности от туберкулеза на г.Кемерово в разные годы приходилось от 16,0% до 27,9%. Смертность мужчин, умерших от туберкулеза легких и исследованных в судебно-медицинском порядке, составила за анализируемый период 79,3%, женщин – 20,7%. Максимум данного показателя как у мужчин, так и женщин отмечается в возрастной группе 40-55 лет, и составляет 53,3 + 3,0%. При этом в данной возрастной группе смертность мужчин в 3,6 раза больше смертности женщин.

Неблагоприятен социальный состав умерших: лица, занятые в материальной сфере производства, составили 2,2% (по данным областного противотуберкулезного диспансера – 1,8%), неработающие, преимущественно трудоспособного возраста и не имеющие инвалидности, составили 43,3%, пенсионеров и инвалидов оказалось незначительно меньше – 41,8%. Род занятий 11,9% умерших не установлен (неопознанные трупы).

По данным направительных документов правоохранительных органов, в большинстве случаев (74,8%) смерть наступала дома, в остальных случаях трупы были обнаружены на улице (6,7%), в подъездах жилых домов, подвалах, на чердаках, теплотрассе и т.п. (18,5%). Судя по направительным документам 2/3 умерших от туберкулеза относились к группе социально дезадаптированных лиц, злоупотреблявших алкоголем. Большую тревогу вызывает неуклонный рост новой социальной формации «БОМЖ», наиболее подверженной данной патологии и в редких случаях попадающей в поле зрения фтизиатрической службы.

Описанная выше эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в г. Кемерово и области, динамика, структура и темпы смертности в свою очередь определяют и возникающую перед судебно-медицинской службой проблему.

Известно, что по каждому случаю обнаружения трупа, следователь внутренних дел, прокуратуры в обязательном порядке проводит проверку согласно ст.144 УПК РФ. Выехавшие на место обнаружения трупа на дому следственные работники, проводя опрос родственников, имеют возможность выяснить данные об имевшихся заболеваниях умершего, состоял ли он на диспансерном учёте, по поводу какого заболевания, о наличии медицинских документов и т.д. Однако практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев этого не делается, особенно, если осмотр трупа проводился без участия врача, судебно-медицинского эксперта. А труп, даже при отсутствии признаков насильственной смерти, по сложившемуся стереотипу, направляется на судебно-медицинское исследование.

Поэтому, неуклонный рост туберкулёза и смертность от него, не является только вопросом фтизиатрической службы, но и судебных медиков, прежде всего в результате необоснованного направления трупов больных туберкулёзом на судебно-медицинское исследование. Так, по данным Департамента Охраны Здоровья Населения Кемеровской области в 2003г. в области на дому от туберкулёза умерло 294 человека, 293 трупа исследованы в судебно-медицинских моргах области. Это привело к резкому увеличению объёма судебно-медицинских исследований, что не может не сказываться на качестве и сроках проведения экспертиз по уголовным делам о преступлениях против личности.

Таким образом, сложившаяся крайне неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в связи с ростом заболеваемости и смертности от туберкулёза в г. Кемерово и Кузбассе в целом, одновременно возникшая проблема у судебно-медицинской службы требуют незамедлительного принятия решения по межведомственной координации действий, направленных как на профилактику заболеваемости и смертности, так и на упорядочивание направления трупов на судебно-медицинское и патологоанатомическое исследование трупов.

похожие статьи

Дело гр. Зонтаг / Рамов А.Б. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928. — №8. — С. 113-114.

Недиагностированный туберкулёз внутригрудных лимфатических узлов как основная причина смерти / Саркисян Б.А., Кочоян А.Л., Шорбан Н.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2009. — №3. — С. 44-46.

Основные принципы построения патологоанатомического диагноза и кодирования причин смерти при туберкулезе / Зюзя Ю.Р., Рыбка Л.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2015. — №4. — С. 23-27.

Морфологические проявления туберкулезной инфекции у ВИЧ-инфицированных больных наркоманией / Солодун Ю.В., Воронцова М.В. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2015. — №1. — С. 24-28.

О роли травмы грудной клетки при заболевании легочным туберкулезом / Пырлина Н.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1959. — №3. — С. 3-8.

больше материалов в каталогах

Туберкулез