Содержание общего белка и белковых фракций в перикардиальной жидкости при некоторых видах смерти

/ Султанов Р.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1975 — №1. — С. 15-17.

Султанов Р.М. Содержание общего белка и белковых фракций в перикардиальной жидкости при некоторых видах смерти

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. Н.П. Марченко) Харьковского медицинского института, Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский), Москва

УДК 340.624.6:340.624.412:616.153.96-074

Определяли общий белок и белковые фракции в перикардиальной жидкости 102 трупов людей, умерших от механической травмы, острой сердечно-сосудистой недостаточности, обусловленной атеросклерозом и гипертонической болезнью, странгуляционной асфиксии и отравления этанолом. Полученные данные показали, что по содержанию белковых фракций и альбумино-глобулиновому коэффициенту можно дифференцировать указанные виды смерти вне зависимости от пола и возраста умерших. Таблица 1.

ссылка на эту страницу

Перикардиальная жидкость мало изучена. Мы поставили задачу выяснить возможности дифференциации некоторых видов смерти по содержанию общего белка и белковых фракций в перикардиальной жидкости.

Для этого определяли общий белок и белковые фракции в перикардиальной жидкости 102 трупов людей, умерших от механической травмы (20), острой сердечно-сосудистой недостаточности, обусловленной гипертонической болезнью, атеросклерозом или их совокупностью (39), от странгуляционной асфиксии (20) и отравления этанолом (23).

Среди умерших были мужчины (75) и женщины (27) в возрасте 18—78 лет.

Исследовали только прозрачную без примеси крови жидкость, которую центрифугировали 8 мин при 3000 об/мин. Разделяли белки на фракции с помощью аппарата для электрофореза на бумаге ЭФА-I в течение 7—8 ч. Использовали веронал-мединаловый буфер (рН 8,6). Электрофореграммы фиксировали и затем окрашивали раствором бром-фенолового синего, отмывали и высушивали на воздухе.

Постоянно наблюдалось 5 фракций: альбумины, α-1-, α-2-, β- и γ-глобулины. Для количественной обработки электрофореграммы разрезали соответственно по отдельным фракциям, краситель извлекали 0,01 н. NaOH и определяли его концентрацию фотоэлектроколориметрически (ФЭК-М). Общий белок определяли рефрактометрически.

Содержание общего белка и белковых фракций в перикардиальной жидкости при некоторых видах смерти

Полученные данные обработали методом вариационной статистики. В качестве исходного критерия использовали содержание общего белка и белковых фракций в перикардиальной жидкости в случаях быстрой смерти от механической травмы, не сопровождавшейся обширными повреждениями внутренних органов и значительной кровопотерей.

Как показали проведенные исследования (см. таблицу), содержание общего белка в перикардиальной жидкости независимо от причины и давности смерти составляло 4,79 г%, альбуминов — 58,27±1,42%, глобулинов — 41,73±1,38%.

Содержание белковых фракций при смерти от механической травмы по сравнению с их содержанием при других видах смерти показало, что при смерти от острой сердечно-сосудистой недостаточности снижается содержание альбуминов и повышается содержание глобулинов, в связи с чем снижается альбумино-глобулиновый коэффициент. При странгуляционной асфиксии отмечается то же явление, но в меньшей степени. При смертельных отравлениях этанолом изменения содержания белковых фракций и коэффициента их отношения по сравнению со случаями смерти от травмы не отмечено. Содержание общего белка при смерти от острой сердечно-сосудистой недостаточности, странгуляционной асфиксии и отравлении этанолом имеет тенденцию к повышению по сравнению с его содержанием при смерти от механической травмы.

Между указанными видами смерти имеется статистически значимое различие по содержанию белковых фракций. Механическая травма и острая сердечно-сосудистая недостаточность различаются по всем белковым фракциям и альбумино-глобулиновому коэффициенту (Р<0,001); механическая травма и странгуляционная асфиксия — по изменению альбуминов (Р<0,05), β-глобулинов (Р<0,01) и альбумино-глобулиновому коэффициенту (Р<0,05). Острая сердечно-сосудистая недостаточность и странгуляционная асфиксия различаются по изменениям содержания альбуминов (Р<0,01), γ-глобулинов (Р<0,001) и альбумино-глобулиновому коэффициенту (Р<0,01); острая сердечно-сосудистая недостаточность и отравление этанолом — по всем белковым фракциям и альбумино-глобулиновому коэффициенту (Р<0,001).

Какой-либо закономерности в изменении содержания общего белка при указанных видах смерти не выявлено.

Для выяснения влияния несмертельной алкогольной интоксикации на содержание белковых фракций в перикардиальной жидкости мы сравнивали содержание белковых фракций в случаях смерти при наличии алкоголя (исключая смерть от отравления этанолом) и без него. Статистическая обработка материала показала, что наличие алкоголя и его концентрация не оказывают существенного влияния на распределение белковых фракций. Таким образом, несмертельная алкогольная интоксикация не препятствует проведению дифференциальной диагностики указанных видов смерти.

Установлено также, что содержание альбуминов и глобулинов в пределах до 48 ч после смерти не претерпевает значительных изменений.

По данным ряда авторов, пол и возраст оказывают некоторое влияние на содержание белковых фракций в крови. Мы провели статистическую обработку нашего материала и установили, что половые и возрастные различия (без учета вида и причины смерти) существенно не влияют на содержание белковых фракций в перикардиальной жидкости.

Таким образом, выполненные исследования показали, что по изменениям содержания альбуминов, глобулинов, коэффициента их соотношения в перикардиальной жидкости можно наряду с другими методами исследования дифференцировать смерть от механической травмы, острой сердечно-сосудистой недостаточности, обусловленной атеросклерозом, гипертонической болезнью и их совокупностью, странгуляции и отравления этанолом.

похожие статьи

Перспективы использования параметров окислительной модификафии белков сыворотки крови для установления длительности агонального периода / Эделев И.С., Обухова Л.М., Андриянова Н.А., Эделев Н.С. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 28-32.

Обнаружение рокурония в биологических объектах методом высокоэффективной жидкостной хроматографии/масс-спектрометрии / Матвеева А.А., Федорова К.В., Лопушанская Е.М., Киреева А.В. // Судебная медицина. — 2019. — №2. — С. 49-51.

Изучение распределения неостигмина метилсульфата в организме теплокровных животных после внутрижелудочного введения / Алехина М.И., Шорманов В.К., Никитина Т.Н., Маркелова А.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 40-47.

Обнаружение 25B-NBOMe — производного фенилэтиламина в биологическом материале / Барсегян С.С., Кирюшин А.Н., Ерощенко Н.Н., Туаева Н.О., Носырев А.Е., Кирилюк А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 34-39.

Особенности распределения 2,4- и 2,6-ди-трет-бутилгидроксибензола в организме теплокровных животных / Шорманов В.К., Цацуа Е.П., Асташкина А.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 36-42.

больше материалов в каталогах

Судебно-химические исследования