Некоторые вопросы биохимии процесса умирания

/ Стефан Р. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1975 — №1. — С. 35-37.

Стефан Р. Некоторые вопросы биохимии процесса умирания

Стефан Рашея

Кафедра судебной медицины Медицинской Академии в Гданьске

УДК 612.013.1.015.3

ссылка на эту страницу

В последние годы изучают процессы агонии. Открыты новые закономерности этого сложного и многообразного биологического явления. Для судебной медицины интересными могут быть данные, касающиеся биохимических процессов, происходящих в организме в период агонии.

Эти данные еще мало используются в практической работе, несмотря на то, что в ряде случаев, например, при шоковых состояниях, поражении электротоком, удушении, результаты морфологических исследований не позволяют судить о механизме смерти и ее обстоятельствах.

Существенно в этом отношении то, что биохимические реакции интенсивны, особенно при кратковременной агонии, которая чаще всего встречается в случаях насильственной смерти.

Сторонники традиционных морфологических методов могут привести ряд аргументов, ставящих под сомнение пригодность определения «агональных» метаболитов у трупов. Несомненно отрицательной стороной указанных исследований является то, что они по необходимости ограничены тем материалом, который взят у трупов вскоре после смерти. Однако есть основания считать, что некоторые вещества, образую

щиеся во время агонии, являются особенно стойкими, и значение определения этих веществ по истечении более продолжительного времени после смерти не должно вызывать сомнений. Пригодность некоторых редко используемых методов (как, например, определение концентрации молочной кислоты) в связи с возможностью применения новых, в частности энзиматических, необходимо заново проверить.

Исследования, проведенные на кафедре судебной медицины в Гданьске, показали разный уровень молочной кислоты в крови, взятой из различных участков тела. Это можно объяснить тем, что гликогенолиз и гликолиз в отдельных органах протекали неодинаково (особенно быстро в печени и в мышцах). Во всех исследованных случаях (40) независимо от причины смерти концентрация молочной кислоты в крови сагиттальной пазухи была ниже, чем в крови бедренной вены. Мы предполагали, что самая высокая концентрация молочной кислоты будет в крови при повешении в связи с атональными судорогами, сопутствующими этому виду смерти. Однако результаты наших исследований показали в статистически значимых величинах, что самая высокая концентрация отмечается при внезапной смерти вследствие острой недостаточности кровообращения (в среднем 253 мг% в крови из сагиттальной пазухи) и более низкая в случаях утопления (в среднем 155 мг%). Столь значительное различие можно объяснить или неодинаковой степенью агональной аноксии, или продолжительностью атонального кровообращения, во время которого осуществляется связь между отдельными отмирающими органами. Непродолжительная агония (внезапная задержка деятельности сердца) и связанная с этим острая аноксия может повлечь за собой интенсивный анаэробный гликолиз, в результате которого в крови может появиться значительное количество молочной кислоты. Состояние гипоксии в случаях продолжительного классического механизма утопления вызывает анаэробный гликолиз гораздо меньшей степени. Наше предположение, что низкая концентрация молочной кислоты в трупе свидетельствует о том, что смерти предшествовал продолжительный атональный период, подтвердилось также низким уровнем молочной кислоты, обнаруженным при смерти от замерзания.

Дальнейшие исследования, проведенные на более обширном материале, позволят судить о правильности нашей интерпретации. Однако уже сейчас можно считать, что зависимость уровня молочной кислоты от вида смерти является в значительной степени отражением механизма смерти, особенно периода агонии.

Посмертное исследование концентрации молочной кислоты, проводимое с целью воспроизведения механизма умирания, является только примером, свидетельствующим о возможности использования методов определения разнообразных метаболитов, повышение или снижение концентрации которых в период агонии зависит от танатогенных факторов. Это особенно относится к тем веществам, концентрация которых незначительно изменяется в интерлетальный период и после биологической смерти.

Для судебно-медицинской диагностики ценным может оказаться определение некоторых гормонов, особенно биогенных аминов, появление большого количества которых в период агонии характерно для некоторых видов смерти, в частности удушения. Наличие в крови большого количества катехоламинов (адреналина и норадреналина), а также гистамина, ацетилхолина и серотонина свидетельствует о сильном возбуждении организма асфиктическим фактором, действующим особенно выраженно на кровообращение и нервную систему. Отмечено, что в период агонии резко увеличивается уровень катехоламинов и гистамина в тех случаях, когда смертельному исходу предшествовала бурная реакция со стороны системы кровообращения (удушение, эмболия, поражение электрическим током, инфаркт миокарда с быстро наступившим смертельным исходом). Повышение уровня биогенных аминов не наблюдается в случаях, когда смертельному исходу предшествовала очень краткая агония, особенно если остановка сердца произошла рефлекторным путем.

Результаты указанных исследований, а также некоторых других, как, например, определения фосфолипидов и высокоэнергетических фосфорных соединений (АТП и АДП), являются обнадеживающими и открывают путь для дальнейших поисков метаболитов, изменение концентрации которых связано с процессом агонии. Необходимо, однако, избегать чрезмерного оптимизма, так как помехой для использования результатов исследования многих метаболитов, а также активности ферментов являются посмертные изменения, ведущие иногда к образованию химических веществ, сходных с теми продуктами, которые появляются в результате биохимических процессов во время агонии.

похожие статьи

Перспективы использования параметров окислительной модификафии белков сыворотки крови для установления длительности агонального периода / Эделев И.С., Обухова Л.М., Андриянова Н.А., Эделев Н.С. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 28-32.

Обнаружение рокурония в биологических объектах методом высокоэффективной жидкостной хроматографии/масс-спектрометрии / Матвеева А.А., Федорова К.В., Лопушанская Е.М., Киреева А.В. // Судебная медицина. — 2019. — №2. — С. 49-51.

Изучение распределения неостигмина метилсульфата в организме теплокровных животных после внутрижелудочного введения / Алехина М.И., Шорманов В.К., Никитина Т.Н., Маркелова А.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 40-47.

Обнаружение 25B-NBOMe — производного фенилэтиламина в биологическом материале / Барсегян С.С., Кирюшин А.Н., Ерощенко Н.Н., Туаева Н.О., Носырев А.Е., Кирилюк А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 34-39.

Особенности распределения 2,4- и 2,6-ди-трет-бутилгидроксибензола в организме теплокровных животных / Шорманов В.К., Цацуа Е.П., Асташкина А.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 36-42.

больше материалов в каталогах

Судебно-химические исследования