Об ущемлении волос и частиц одежды в трещинах костей черепа

/ Игнатенко А.П., Бастуев Н.В., Бирюков Г.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978 — №1. — С. 46-47.

Игнатенко А.П., Бастуев Н.В., Бирюков Г.Н. Об ущемлении волос и частиц одежды в трещинах костей черепа

Чимкентское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. В.М. Филиппенко)

УДК 340.624.2:617.51-001

HAIRS AND PARTICLES OF CLOTHING JAMMED IN CRANIAL FISSURES

A. P. Ignatenko, N. V. Bastuyev, G. N. Biriukov

A half naked masculine body was recovered from a pool the legs being bound with the victim’s pink shirt. The back of the shirt carried injuries evidently produced by a blunt weapon. Wouds with bone fractures related to the same aggressive instrument were scattered over the scull and face with hairs, pink textile particles and fibres jammed in the osseal fissures. Identity of particles and fibres found in the fissures with the shirt material was demonstrated by comparative microspectroscopical analysis. Thereby a reconstruction of the event became possible: the shirt was pulled over .the victim’s head and the blows were inflicted through the textile.

ссылка на эту страницу

Известны случаи ущемления частиц головных уборов в трещинах черепа (Д.Е. Джемс-Леви, 1972, и др.).

Приводим наблюдение из нашей практики.

В водоеме обнаружен раздетый до пояса труп гр-на А. Верхние конечности связаны ремнем, нижние — розовой рубашкой, принадлежавшей умершему. В области спинки рубашки обнаружено 8 повреждений неправильной формы, часть из них с дефектами ткани. Повреждения эти были типичны для воздействия тупых предметов. При контактно-диффузионном исследовании в области повреждений на рубашке обнаружено железо. На волосистой части головы и лице множественные рвано-ушибленные раны с переломами костей черепа и лицевого скелета. Переломы в лобной области и у верхнего края орбиты справа округлые, диаметром до 3,5 см, террасовидной формы. Соответственно им в месте наибольшего вдавления кости в трещинах обнаружены кусочки розовой текстильной ткани размером до 0,2×0,1 см и отдельные розовые нити. В области трещин лобной кости отмечались отдельные ущемленные волосы. На теле трупа повреждений не было. Причиной смерти явилась открытая тупая черепно-мозговая травма.

С помощью препаровальных игл под стереомикроскопом из указанных переломов извлечены волосы, кусочки текстильных тканей и отдельные нити. Для разрешения поставленного следователем вопроса о происхождении обнаруженных в области переломов кусочков текстильных тканей от рубашки умершего и о том, наносились ли повреждения головы через рубашку, произвели сравнительно-микроскопическое исследование препаратов волокон, обнаруженных в трещинах черепа, с препаратами волокон из рубашки. Во всех препаратах найдены волокна мерсерезированного хлопка розового цвета и синтетические волокна с включениями типа блесток, оказавшиеся сходными по строению, форме, толщине, цвету, свойствам поляризации.

В заключении было указано на возможность попадания в область трещин кусочков текстильной ткани и волос при нанесении повреждений тупыми предметами с выступающей гранью через рубашку в момент прикрывания ею лица, что впоследствии было подтверждено следствием.

Для уточнения механизма попадания волокон в трещины произвели 10 опытов на трупах: в область свода черепа через наборы текстильных тканей наносили удары тупыми предметами (носок и пятка хозяйственного и анатомического молотков) с повреждением мягких тканей и костей. Затем свод черепа изымали вместе с отломками костей, очищали от мягких тканей и исследовали под стереомикроскопом. Установлено, что волокна и отдельные кусочки текстильных тканей всегда попадают в область переломов. В дырчатых переломах кусочки текстильных тканей и отдельные нити обнаруживались в глубине, на краях перелома они отсутствовали.

При террасовидных переломах в трещинах всегда наблюдалось ущемление волокон, что указывает на действие тупого предмета под углом к черепу.

В случаях образования оскольчатых переломов свода черепа на отдельных фрагментах костей мы также наблюдали ущемленные волокна текстильных тканей.

На текстильных тканях в месте нанесения ударов через них отмечались повреждения, иногда с дефектами, уплощением ткани по краям повреждений.

Таким образом, наличие в области переломов костей черепа волос, кусочков и отдельных нитей текстильных тканей позволяет высказаться о том, что эти области являются местом приложения воздействующей силы, чаще всего тупым предметом с выступающей поверхностью. Кусочки и отдельные нити текстильных тканей в области трещин и переломов костей черепа свидетельствуют о том, что данные повреждения наносились через материалы текстильных тканей, каковыми могут быть и предметы одежды пострадавшего при плотном прилегании к месту нанесения удара. Кусочки и отдельные нити тканей, обнаруживаемые в области переломов костей черепа, должны быть изъяты, с них могут быть приготовлены препараты волокон текстильных тканей и проведено микроскопическое исследование для определения характера волокон по методике А.П. Загрядской.

похожие статьи

Клинические рекомендации по диагностике и лечению хронических субдуральных гематом / Крачук А.Д., Лихтерман Л.Б., Маряхин А.Д. — 2015.

Вероятностная математическая оценка травматического и нетравматического генеза субдуральных гематом / Недугов Г.В. // Проблемы экспертизы в медицине. — 2008. — №2. — С. 11-13.

Судебная невропатология. Черепно-мозговая и спинальная травмы. Руководство для врачей / Кислов М.А. — 2023.

Образование эпидуральной гематомы без повреждений мягких тканей головы и костей черепа в их проекции / Бадяев В.В., Шульга И.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 13-16.

Отзыв на монографию “Черепно-мозговая травма. механогенез, морфология и судебно-медицинская оценка” / Дмитриева О.А., Косинская Е.Д. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 63-65.

больше материалов в каталогах

Черепно-мозговая травма