Об ошибочной оценке капель жира в тканях и сосудах как достоверного признака прижизненного обгорания

/ Эйдлин Л.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №1. — С. 10-12.

Эйдлин Л.М. Об ошибочной оценке капель жира в тканях и сосудах как достоверного признака прижизненного обгорания

УДК 618-001.166-079.6в : 616-088.557 8

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. Л. М. Эйдлин) Ташкентского медицинского института

Поступила в редакцию 9/11 1964 г.

ссылка на эту страницу

При экспертизе трупа, подвергшегося действию высокой температуры, основным и, как правило, обязательным является решение вопроса о прижизненном воздействии, для чего обычно учитывают только два признака: наличие копоти в дыхательных путях, пищеводе, желудке и, что особенно важно, в двенадцатиперстной кишке, а также окиси углерода в крови. Малое число признаков и возможность колебания их доказательной значимости стимулируют поиски новых, дополнительных.

К таким признакам, могущим служить основанием для ответа на этот иногда очень трудный вопрос, следует отнести жировую эмболию. Уже в 1933 г. Strassmann писал, что мнение об истинной значимости этого признака различно. Так, Carrara наблюдал его на секционном материале в 46% всех случаев обваривания и ожогов пламенем как при быстрой, так и при поздней смерти. Другие авторы считают, что жировая эмболия наблюдается в случаях, когда воздействию температуры предшествует травма или же последняя совпадает с термическим воздействием.

Из современных зарубежных авторов следует упомянуть Prokop (1960), который утверждает, что «истинная» эмболия всегда прижизненна. Однако он подчеркивает, что она может возникать при отравлении сероуглеродом и ряде патологических состояний: жирной печени у алкоголиков (Lynch и др., 1959), поступлении эфира в кровеносное русло (Lichtenstein) и отравлении аммиаком (Fazekas, 1935). В литературе приведены наблюдения жировой эмболии при болезнях, связанных с распадом белков, опухолях и др. Fritzsche (1910) наблюдал ее у кроликов и собак при тяжелой физической нагрузке. David и Reimann (1959) экспериментально на 75 трупах установили, что в нормальных легких при локальном обгорании жира не содержится, в легких же с жировой эмболией происходит эмульгирование жира. Если сгорает жир на поверхности легких (например, плевральный жир), то он проникает в более крупные подплевральные сосуды.

Таким образом, в зарубежной литературе доказательная ценность жировой эмболии как признака травмы представляется недостоверной. Вопрос же о доказательстве ею прижизненного характера термического воздействия еще окончательно не решен и подвергается проверке в экспериментах.

Несколько иначе этот вопрос освещается в русской литературе.

И.В. Давыдовский (1961), не касаясь диагностической значимости, отмечает, что жировая эмболия при ожогах не является, по-видимому» редким явлением. Зато Т.Е. Татаринова (1959) подчеркивает именно доказательное значение этого признака. На основании изучения 75 секционных случаев она рекомендует широкое использование метода выявления жировой эмболии как показателя прижизненности повреждений в случаях смерти от массивной механической травмы, огнестрельных повреждений, ожогов и повешения. Еще более категоричны выводы М.А. Файна (1960), который утверждает, что жировая эмболия сосудов легких является безусловным показателем прижизненности травм, а метод ее установления должен быть рекомендован в качестве достоверного показателя прижизненности ожогов при судебномедицинском исследовании обгоревших трупов.

Ф.Б. Дворцин (1962), исследовавший легкие 108 трупов (в 12 случаях смерть наступила от термических ожогов), также приходит к выводу, что для решения вопроса о прижизненном характере воздействия практически достаточно установить жировую эмболию при исследовании одной легочной ткани.

Такая категоричность не представлялась достаточно обоснованной. С одной стороны, ей противоречили некоторые известные факты. Так, при воздействии пламени на труп в нем могут возникнуть перемещения жидкостей, что подтверждается возможностью возникновения при этом эпидуральных гематом, в которые проникает жир. Почему же жир не может перемещаться и в других частях трупа? С другой стороны, не могла не настораживать оценка жировой эмболии легких зарубежными авторами, которые предостерегают от построения экспертных суждений на основании одного этого признака.

Все это побудило нас проверить, не может ли в легких трупа при воздействии на него высокой температуры возникнуть картина, сходная с жировой эмболией. Здесь нельзя было просто подвергнуть действию пламени труп животного и затем исследовать его легкие. Дело в том, что при любом характере смерти животного, будь это травма, асфиксия или отравление, может еще при жизни возникнуть жировая эмболия легких. Чтобы исключить такие сомнения, мертвой собаке ввели шприцем в мягкие ткани шеи и задних конечностей нагретую смесь парафина с хлопковым маслом, с температурой плавления 37°, предварительно окрашенную Суданом в красный цвет 1. Затем голову, шею и нижние конечности трупа обугливали на костре. Грудную же клетку оберегали от воздействия пламени, в результате чего кожа на ней не имела каких-либо заметных изменений. Когда грудную клетку вскрыли, то в крови обеих полостей сердца выявили много красноватых частиц смеси парафина с хлопковым маслом. При исследовании под микроскопом неокрашенных срезов из различных участков легких окрашенные частицы не были выявлены. При окраске же срезов легких Суданом на жир последний выявился в сосудах.

В следующем эксперименте хлопковое масло, окрашенное Суданом в темно-красный цвет, было введено в мягкие ткани верхних и нижних конечностей мертвой крысы. Затем голову и нижние конечности трупа обугливали на пламени примуса, предохраняя при этом от огня грудную клетку. В неокрашенных срезах легких и в мышце сердца, в местах, граничащих с жировой клетчаткой, под микроскопом выявили окрашенное Суданом хлопковое масло в сосудах и альвеолах (рис. 1).

Такой эксперимент выполнили еще на одной мертвой крысе, при вскрытии грудной клетки которой мы обратили внимание на небольшие ярко-красные участки на поверхности плевры. Под микроскопом в неокрашенных срезах обнаружено большое количество окрашенного суданом хлопкового масла. Выявлено оно и в препаратах сердца.

В эксперименте с введением в конечности мертвой крысы хлопкового масла, не окрашенного Суданом, со взвешенными в нем после сильного взбалтывания частицами туши после обгорания головы и нижних конечностей животного в неокрашенных срезах легких и сердца выявлены частицы туши, местами в виде значительных скоплений (рис. 2).

Указанные эксперименты говорят о возможности перемещения жира в тканях и органах трупа при посмертном воздействии высокой температуры и возникновения при этом картины, тождественной с жировой эмболией легких.

При этом мы не видели массивных скоплений жира или плотной закупорки не только в крупных, но даже в средних сосудах. Встает вопрос, настоящая ли это жировая эмболия, т. е. та, которую рекомендуют как безусловное доказательство прижизненного воздействия высокой температуры? Картины жировой эмболии легких, могущие служить таким доказательством, детально описаны М.А. Файном, отмечающим, что массивная жировая эмболия ему ни разу не встретилась, плотная закупорка жиром просвета сосудов имела место не во всех случаях, а иногда можно было видеть отдельные жировые капли, свободно лежащие в просвете артериол. Все это полностью соответствует картинам, наблюдаемым под микроскопом в наших препаратах и зафиксированным на наших микрофотографиях.

 

Рис 1. Хлопковое масло в сосудах (А) и альвеолах (Б).

Рис. 2 Частицы туши в мышце сердца.

 

Мы не настаиваем на том, что жировая эмболия легких, наблюдаемая у трупов лиц, подвергшихся воздействию высокой температуры, возникает во всех случаях посмертно. Нет никаких оснований исключать возможность ее образования и при умирании в огне или при пожаре, т. е. прижизненно, как это бывает при травмах, асфиксии, отравлениях и различных болезненных состояниях. Однако, учитывая, что такая же картина, свойственная жировой эмболии, возникает и посмертно, она не может служить доказательством прижизненности.

Выводы

  1. Жировая эмболия легких может возникать в трупе при воздействии на него высокой температуры.
  2. Картина жировой эмболии легких, устанавливаемая на трупах, подвергшихся воздействию высокой температуры, не может служить основанием для утверждения, что воздействию высокой температуры подвергался не труп, а живой человек.

 

1 В выполнении экспериментов принимали участие студенты Самаркандского медицинского института М. Нуралиев и Т. Унгбаев.

похожие статьи

Экспертные возможности определения времени полного сожжения трупа или его частей / Пазенко Т.Я., Филипчук О.В., Николаенко А.А. — 1988.

Энтомологические и микробиологические особенности разложения трупов, подвергшихся воздействию пламени / Лаврукова О.С., Лябзина С.Н., Сидорова Н.А., Приходько А.Н. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2018. — №4. — С. 30-34.

Молекулярно-генетический анализ митохондриальной ДНК в обожженных костях: еще раз о пределах возможного / Земскова Е.Ю., Бордюков М.М., Ковалев А.В., Иванов П.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №2. — С. 21-25.

Возможности экспертной диагностики повреждений при исследовании останков сильно обгоревших и обугленных трупов / Фетисов В.А., Макаров И.Ю., Ковалев А.В., Гусаров А.А., Саркисян Б.А., Янковский В.Э. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2017. — №5. — С. 44-48.

Выпадение вещества головного мозга при обгорании трупа / Калчев И.Г., Чомаков М.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №2. — С. 46-47.

больше материалов в каталогах

обгорание, сжигание трупов