Некоторые организационные предложения по улучшению работы судебно-медицинских экспертов

/ Дерингас Л.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №1. — С. 50-51.

Дерингас Л.Н. Некоторые организационные предложения по улучшению работы судебно-медицинских экспертов

УДК 340.6.00Б

Шяуляйский межрайонный судебномедицинский эксперт

Поступила в редакцию 12/VII 1964 г.

ссылка на эту страницу

Существующая в настоящее время организация судебномедицинских учреждений, по нашему мнению, требует улучшения.

В самом деле, что может сделать работающий в одиночку районный или межрайонный эксперт? Как может он применить на практике полученные на курсах усовершенствования знания и навыки, не имея для этого базы (лабораторий, лаборантов)? Кроме того, имеются и другие затруднения в осуществлении его повседневной деятельности. Он не может полностью обеспечить выезды на места происшествий, так как, работая один, не имеет возможности постоянно дежурить и одновременно обеспечить в определенные часы прием живых лиц, экспертизы в судах, исследование трупов в своем и других районных моргах.

В связи с этим мы решили поделиться опытом организации судебномедицинской работы в Шауляе.

В городе работают два эксперта со стажем работы 15 и 20 лет. Мы обслуживаем город с населением до 100 000 человек и 3 района, центры которых расположены от нас в 40—60 км. При наличии прекрасных шоссейных дорог и хорошей обеспеченности санитарным транспортом эксперт всегда может своевременно прибыть в любой район. Мы дежурим по 1 неделе на дому и выезжаем на все места происшествий. Дежурный эксперт производит исследование трупов.

Амбулаторный прием эксперты проводят поочередно через день.

У нас имеются 2 штатные единицы фельдшеров, которые поочередно работают в морге и амбулатории, и 2 санитарки, которые также чередуются, работая в морге и амбулатории. Таким образом, созданы как бы две бригады. Имеется штатная должность медицинской сестры-лаборантки, работающей на полставки в гистологической лаборатории и на полставки в фотолаборатории.

Исследование трупов проводят в. 4 моргах; транспорт для выезда на вскрытия, согласно приказу министра здравоохранения Литовской ССР, представляет Шауляйская республиканская больница.

Мы поставили перед собой задачи:

  • 1) при выезде на места происшествий обязательно фотографировать трупы, а фототаблицы приобщать к актам исследования трупов (известно, что милиция и прокуратура не всегда фотографируют места происшествий);
  • 2) фотографировать каждый труп в ходе судебномедицинского исследования, фототаблицы прилагать к актам;
  • 3) при необходимости переснимать рентгенограммы и прилагать их к судебномедицинской документации;
  • 4) у всех трупов брать материал для гистологического исследования;
  • 5) у всех трупов исследовать кровь •я мочу на наличие и количество алкоголя;
  • 6) в случаях смерти от травмы обязательно прилагать схемы повреждений.

Двухлетний опыт нашей работы по указанному методу дает нам право предложить реорганизовать до сих пор существующую систему экспертных учреждений (городских, районных и межрайонных, где работает только один эксперт) с организацией зональных судебномедицинских экспертиз, объединяющих 3—4 экспертов во главе со старшим экспертом; обеспечить зональные судебномедицинские экспертизы гистологическими и фотолабораториями со штатом лаборантов и санитарным транспортом; обеспечить постоянное дежурство (на дому) одного судебномедицинского эксперта для быстрого и своевременного выезда на места происшествий.

Предлагаемые мероприятия, кроме того, будут способствовать повышению качества судебномедицинских экспертиз путем специализации экспертов по гистологии, приобретения знаний по фотографии и коллективно-комиссионного решения сложных экспертиз.

 

Примечание. Редакция считает, что статья Л.Н. Дерингаса в целом заслуживает внимания. Однако некоторые ее положения представляются спорными. В частности, вызывает сомнение целесообразность фотографирования всех трупов, проведения гистологического исследования и судебнохимического исследования крови и мочи на алкоголь также у всех трупов. Нам кажется, что такие мероприятия можно ограничить лишь теми случаями, когда в них есть необходимость. Рекомендуемый автором рутинный подход к фотографированию трупов и производству специальных лабораторных исследований превратит их в некую самоцель, не даст ощутимого улучшения качества судебномедицинских экспертиз и приведет к значительной и ненужной загрузке соответствующих лабораторий, что отразится на сроках проведения анализов, когда они действительно необходимы.

Редакция просит читателей высказать свое мнение по затронутым вопросам.

похожие статьи

Практика применения принципов Стамбульского протокола при производстве судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертиз / Мукашев М.Ш., Халитова Е.А., Колопов А.С. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 56-62.

Обоснование экспертных выводов в судебно-медицинской документации / // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 33-37.

Экспертные ошибки при проведении экспертиз по медицинским документам / Бадяев В.В., Шульга И.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 11-14.

Исследование материалов дела при производстве судебно-медицинской экспертизы / Альшевский В.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 8-11.

Оценка качества экспертиз и компетенции эксперта при установлении обстоятельств получения повреждений во время борьбы и самообороны / // Проблемы экспертизы в медицине. — 2004. — №4. — С. 4-7.

больше материалов в каталогах

Экспертные ошибки. Оценка качества судебно-медицинской экспертизы.