Об одном признаке, помогающем устанавливать направление переезда колесом автомобиля

/ Матышев А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №1. — С. 49-52.

Матышев А.А. Об одном признаке, помогающем устанавливать направление переезда колесом автомобиля

УДК 340. 624. 3: [614. 864: 656. 13

Кафедра судебной медицины Военно-медицинской ордена Ленина академии им. С.М. Кирова (нач. А.Р. Деньковский), Ленинград

Поступила в редакцию 25/VI 1965 г.

ссылка на эту страницу

В судебно-медицинской литературе вопросы установления направления действовавшей силы при переезде автомобилем освещены недостаточно. П.П. Щеголев (1955, 1962), Г.К. Герсамия (1961), В.И. Кононенко и М.Г. Кондратов (1961), В.М. Моисеев (1964) лишь попутно касались этого вопроса. Они считают, что на стороне наезда возникает больше повреждений, чем на противоположной, где колесо скатывается с тела. П.П. Щеголев объясняет образование тяжелых повреждений на стороне наезда тем, что здесь происходит суммирование сдавления с поступательным и вращательным движением колеса.

Исследуя трупы детей и подростков, погибших от автомобильной травмы, мы обратили внимание на один признак, помогающий в ряде случаев установить направление перекатывания колеса через голову погибшего. Речь идет об образовании обширных рваных, ран с выдавливанием через них содержимого черепной коробки.

В момент переезда колесо какого-либо тяжелого автомобиля (типа МАЗ или автобуса) легко, без прокручивания и значительного волочения жертвы, наезжает на голову и сдавливает ее. Высокая степень эластичности костей у детей и подростков ведет к тому, что голова при этом деформируется: выпячивается в сторону движения колеса, на месте наибольшего выпячивания в результате резкого распирания мягких тканей изнутри образуется обширная рваная рана, через которую выпадают отломки костей и содержимое черепной коробки. Последнее иногда выбрасывается далеко вперед по ходу движения колеса. После выпадения мозга в результате дальнейшего поступательного движения колеса голова резко сплющивается. Эта деформация является остаточной, хорошо заметной на трупе.

Такому разрыву кожи благоприятствует резкое несоответствие небольшого размера головы, высокой эластичности костей у детей и подростков и большого диаметра колес тяжелых машин, что исключает возможность прокручивания и образования рваных ран на месте въезда колеса на голову.

Из 15 случаев переезда через голову детей и подростков, которые мы наблюдали, в 3 имел место именно такой механизм травмы.

Приводим примеры.

1. Мальчик К., 10 лет, попал под колесо троллейбуса.

На вскрытии: резкое сплющивание головы спереди назад и несколько слева направо; толщина головы в переднезаднем направлении 9 см; от правого угла рта до темени в вертикальном направлении проходит зияющий разрыв кожи размером 28?17 см, из него выступают отломки костей черепа и выпадает вещество головного мозга; все кости черепа разломаны на множество осколков, некоторые из них отслоены от кожи; в полости черепа сохранились остатки мозгового вещества, в основном стволового отдела; все лицо, левая половина шеи и левое надплечье осаднены (рис. 1).

Рис. 1. Голова мальчика К.

Весьма характерные повреждения позволили категорически утверждать, что через голову переехало колесо тяжелого транспортного средства. Кроме того, обширное осаднение лица и переднебоковой поверхности шеи слева говорило о том, что колесо перекатилось по передней поверхности головы, когда пострадавший лежал на спине лицом кверху. Это позволило нам считать, что колесо перекатилось через голову слева направо, так как обширная рваная рана находилась на правой боковой поверхности головы.

 

2. Колесо автобуса ЗИЛ-158 переехало через голову мальчика Ч., 13 лет.

На вскрытии: голова резко сплюснута в боковом направлении, вся левая половина ее осаднена; левая ушная раковина почти полностью оторвана, правая надорвана; от левого глаза вдоль корня носа и косо через правую лобную область до линии роста волос располагается рваная рана с отслоенными краями размером 12?8 см, из раны выпадают куски вещества мозга и костные отломки (рис. 2); на правой щеке и в скуловой области следы скольжения; правая половина лица выпачкана дорожной грязью; все кости черепа сломаны; в полости рта куски вещества головного мозга.

Рис. 2. Голова мальчика Ч.

Картина повреждений также не оставляла сомнений в том, что через голову переехало колесо тяжелого автомобиля. Характер повреждений указывал на то, что в момент переезда автомобиля голова лежала правой щекой книзу, а колесо перекатывалось по левой половине головы. Поэтому мы пришли к выводу, что направление переезда — сзади наперед, ибо большая рваная рана располагалась на лице.

 

3. Через голову подростка И., 15 лет, переехало колесо автомобиля МАЗ-205. Голова была сдавлена в направлении слева направо (рис. 3), колесо в момент переезда двигалось по левой половине головы от затылка к лицу.

Рис. 3. Голова подростка И.

Из описанных примеров видно, что сдавление головы в боковом направлении ведет к образованию раны в сагиттальной плоскости: при сдавлении головы спереди назад рана возникает во фронтальной плоскости.

Итак, обнаружение на трупах детей и подростков, погибших под колесом автомобиля, обширных рваных ран головы иногда помогает ответить на весьма важный для следствия вопрос о направлении переезда. Для этого необходимо методически правильно провести экспертизу. Вначале надо распознать переезд, затем установить положение тела (головы) жертвы в момент переезда. И лишь после этого можно определить направление переезда по данному признаку, ибо обширная рваная рана головы с выдавливанием содержимого черепной коробки обращена в сторону направления движения колеса.

похожие статьи

Сравнительная характеристика повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии / Бычков А.А., Дубровин И.А., Герасимов А.Н., Груховский С.В., Мосоян А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 12-16.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом 2020–2021 / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 88-89.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 116-117.

Влияние некоторых факторов на особенности повреждений, возникающих в условиях автомобильной травмы у детей-пассажиров / Савенкова Е.Н., Ефимов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 4-7.

Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.

больше материалов в каталогах

Автотравма