Некоторые новые признаки для определения давности захоронения трупа по костным останкам, выявляемые непосредственной микроскопией

/ Рубежанский А.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №2. — С. 22-24.

Рубежанский А.Ф. Некоторые новые признаки для определения давности захоронения трупа по костным останкам, выявляемые непосредственной микроскопией

УДК 340. 6246 «407.74»: 613. 71

Кафедра судебной медицины (зав. — доц. В.Л. Святощик) Кубанского медицинского института, Краснодар

Поступила в редакцию 14/ΧΙ 1964 г.

ссылка на эту страницу

В настоящем сообщении приводятся данные о некоторых новых признаках степени разложений костей трупов лиц, захороненных в разные сроки, но в одинаковой почве, относящейся (соответственно Государственной классификации) к выщелоченным малогумусным мощным черноземам. Химический состав этой почвы (в % от веса прокаленной— безводной и безгумусной — почвы) следующий: Si02 64, 64, Si03 0, 083, Р205 0, 133, Мn304 0, 33, А1203 14, 53, Fe203 5, 91, СаО 2, 15, MgO 1, 69, К20 1, 96, Na20 1, 73.

Такой же примерно морфологический и химический состав имела почва контрольных проб, взятых нами в местах захоронения трупов.

Исследования проводили при помощи непосредственной микроскопии, впервые примененной нами ранее 1 для изучения ткани зубов при различной давности захоронения. Этот метод расширяет экспертные возможности в изучении костных останков и имеет значительные преимущества перед визуальным изучением таких объектов.

Исследовали бедренные кости от 157 трупов (мужчин и женщин, умерших в возрасте от 14 до 82 лет; по одной от каждого трупа) с давностью захоронения от 2 до 38 лет. Все трупы были погребены без гробов, на глубине 80—120 см.

Визуально кости представлялись сухими, плотными, без следов мягких тканей, связок или хрящей. Лишь в отдельных случаях соответственно суставным и околосуставным поверхностям обнаруживался серовато-черный налет, состоящий из легко соскабливаемых мелких крупинкообразных сухих частиц.

Дальнейшее исследование проводили с помощью бинокулярного стереоскопического микроскопа (об. 2, ок. 8) в отраженном свете. Изучали цвет костей и состояние компактного вещества с поверхности и на косопоперечном срезе.

Полученные данные показывают определенные закономерности в изменении цвета костей при разных сроках погребения: первоначальная золотисто-слабо-желтоватая окраска постепенно изменялась до светло-коричневой, а затем до более насыщенных коричневых тонов, С увеличением времени лежания в земле желтоватый цвет в окраске появлялся вновь.

В течение длительного времени пребывания в земле кости сохраняют ясно видимый в микроскопе маслянистый оттенок, интенсивность которого после 7—8 лет лежания в земле. постепенно снижается и через 15—17 лет полностью исчезает.

При микроскопии поверхности компактного слоя костей, находившихся в почве 2—5 лет, создается впечатление своеобразной «рыхлости» ее. В более поздние сроки указанная «рыхлость» поверхности компактного слоя постепенно сглаживается, а затем полностью исчезает и кости приобретают как бы глазированный, зашлифованный вид. Примерно через 11 —12 лет лежания в земле поверхность костей приобретает блестящий, как бы полированный вид.

Приблизительно через 11 лет на поверхности компактного слоя возникают скарификации, вначале мелкие и единичные, а затем более крупные и множественные. Под микроскопом они представляются тусклыми, лишенными блеска и значительно светлее окружающей их поверхности. Им сопутствуют продольные трещины компактного слоя, вначале поверхностные и единичные, а после 17—18 лет лежания в почве более частые и глубокие.

В эпифизарных отделах бедренных костей удалось отметить изменения поверхности компактного слоя в виде единичных трещин в области головки, начиная с 8-летней и большей давности захоронения. Кости с меньшей давностью погребения имели гладкие, без каких-либо дефектов эпифизарные поверхности. При более ранних сроках захоронения трещин в компактном слое головки было больше. Наряду с трещинами отчетливо видна некоторая стертость поверхности дистальных мыщелков трупов, находившихся в земле 12 лет и более. У костей 13-летней давности захоронения и выше появляются участки некоторой стертости компактного слоя в области головки бедра. Примерно после 18 лет изменения эпифизарных отделов бедра выявляются в большей степени, а после 20 лет становятся заметными даже макроскопически.

Особого внимания заслуживают изменения компактного вещества, определяемые на косопоперечном срезе. Под микроскопом толща компактного слоя на всем протяжении и у всех костей в первые 2—5 лет представляется в виде аморфной полупрозрачной плотной белесовато-серой массы, сходной с обычным парафином. Начиная с 5 лет она приобретает темно-сероватые оттенки. У костей 9-летней давности полупрозрачный вид компактного вещества утрачивается на глубине до 1 мм от поверхности, оно становится как бы рыхлым, белесоватым, а затем (11-летняя давность) приобретает слегка розоватый оттенок на отдельных участках и, наконец (12—14-летняя давность), превращается в рыхлую желтоватую сухую массу.

Через 20 лет компактное вещество на глубине до 1, 5 мм от поверхности, оставаясь крошащимся рыхлым и сухим, приобретает желтоватый цвет. В более глубоких слоях оно сохраняет тот же вид бесструктурной серовато-белесоватой полупрозрачной плотной массы, сходной с парафином. Этот признак мы назвали «феноменом парафина».

В заключение отметим, что уже при 2-летней давности захоронения наблюдался полный распад не только мягких тканей, но и связок и хрящей. Между тем в судебномедицинских руководствах приводятся иные сроки полного скелетирования трупа. Что касается связок и хрящей, то срок их распада в почве определяется в пределах 5—6 лет. Очевидно, использование таких указаний в случаях конкретных судебномедицинских экспертиз, применительно к нашим наблюдениям, привело бы к экспертной ошибке. Это показывает, что упомянутые указания должны приниматься лишь в качестве ориентировочных, ибо они основаны на весьма общих представлениях о влиянии условий среды на характер и степень распада биологического материала в почве. Наши наблюдения свидетельствуют, что избежать экспертной ошибки можно, лишь установив конкретные морфологические и физико-химические свойства почвы, в которой находились костные останки. Для этого образцы ее необходимо включать в исследуемый материал.

 

1 А.Ф. Рубежанский. К определению изменений зубов в зависимости от давности захоронения трупа методом непосредственной микроскопии. В кн.: Материалы 3-й расширенной Краевой научно-практической конференции стоматологов и зубных врачей. Краснодар, 1964, стр. 171-173.

похожие статьи

Патоморфологические изменения тканей внутренних органов, возникающие в результате гниения, значимые для установления давности наступления смерти / Рачкова И.А., Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 121-124.

Спектрографическое дифференцирование археологических костных материалов от современных погребений / Рубежанский А.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 14-17.

Энтомологические и микробиологические особенности разложения трупов, подвергшихся воздействию пламени / Лаврукова О.С., Лябзина С.Н., Сидорова Н.А., Приходько А.Н. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2018. — №4. — С. 30-34.

Судебно-медицинское значение изучения биодеградации в солоноватой водной среде / Джуваляков П.Г., Богомолов Д.В., Аманмурадов А.Х., Збруева Ю.В. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2018. — №4. — С. 46-49.

Диагностика давности наступления смерти в позднем посмертном периоде в судебно-медицинской практике (обзор литературы) / Кильдюшов Е.М., Ермакова Ю.В., Туманов Э.В., Кузнецова Г.С. // Судебная медицина. — 2018. — №1. — С. 34-38.

больше материалов в каталогах

Поздние трупные явления