Гистохимические и морфометрические показатели давности нанесения ссадин и ран кожи различных областей тела

/ Кулик А.Ф. — 1985.

Кулик А.Ф. Гистохимические и морфометрические показатели давности нанесения ссадин и ран кожи различных областей тела

Кулик, А.Ф. Гистохимические и морфометрические показатели давности нанесения ссадин и ран кожи различных областей тела : автореф. дисс. канд. мед. наук / Александр Федорович Кулик. — М., 1985. — 28 с.

ссылка на эту страницу

ВЫВОДЫ

1. Установлены регионарные особенности регенерации ссадин человека: ссадины шеи заживают на шестые, спины — на восьмые, верхних конечностей — девятые, нижних конечностей — десятые — одиннадцатые, а живота — на двенадцатые сутки. Следы от ссадин шеи исчезают на 12-13 сутки, спины — 12-15 сутки; верхних конечностей — 14–15 сутки, нижних конечностей — 17–18 сутки, живота — на 18–20 сутки.

Неосложненные послеоперационные раны, локализующиеся в различных топографо-анатомических областях тела человека, заживают первичным натяжением в неодинаковые сроки: раны головы, как правило, рубцуются через 5–7 дней, спины — 8-9, верхних конечностей — 10-11, нижних конечностей — 11-12, а живота — через 10 дней.

Установленные регионарные особенности в заживлении ссадин и кожных ран необходимо учитывать судебно-медицинским экспертам в экспертной практике при наличии повреждений кожи в различных областях одного и того же человека.

Для более точного определения давности нанесения повреждений мы рекомендуем осуществлять комплексное гистологическое, гистохимическое и морфометрическое исследование травмированных мягких тканей, локализующихся в различных областях тела погибшего человека.

2. Через 6 часов в экспериментальных ранах шеи Нормируется лейкоцитарный вал, отграничивающий центральную зону раны от периферической, тогда как на спине лейкоциты располагаются диффузно по краю ран, на передних и задних конечностях лейкоцитарная реакция выражена слабо по краям ран, а на животе лейкоциты едва заметны по краям ран. При реакциях на ферменты по краям ран вырисовывается полоска инактивации СДГ, ЩФ и зона повышенной активности КФ, АТФ-азы и пероксидазы, однако ширина таких зон неодинакова в ранах различных областей тела животного.

При 12-часовой давности в ранах шеи и спины уже хорошо сформирован лейкоцитарный вал и центральная зона, но ширина их неодинакова в каждой из этих областей тела, несмотря на почти одинаковую гистологическую картину. На передних и задних конечностях формирование лейкоцитарного вала только намечается, а на животе гистологическая картина похожа на таковую в ранах 6-часовой давности. Активность пероксидазы заметно падает в вентральной зона при повышении ее активности в периферической зоне ран, причем морфометрические показатели таких зон сохраняют регионарные особенности. КФ повышает свою активность в периферической зоне, а именно в стенках мелких кровеносных сосудов, клетках эпидермиса, фибробластах дермы и лейкоцитах, особенно формирующих лейкоцитарный вал, ширина которого неодинакова в различных областях тела. Идентичная картина касается реакции на ЩФ, АТФ-аза тоже сохраняет регионарные особенности, что четко выявляется при морфометрии.

Через 24 часа после нанесения ран в последнее на шее и спине отчетливо видны процессы эпителизации в то время, когда это отсутствует в ранах других локализаций. В ранах передних, задних конечностей, живота имеется лишь хорошо сформированный лейкоцитарный вал. Активность ЩФ повышается в ранах шеи и спины, что косвенно свидетельствует о начале формирования здесь грануляционной ткани, в то время как в ранах остальных локализаций реакция на ЩФ остается почти такой же, как в ранах 12-часовой давности. Интенсивность реакции на ДНК и РНК в п.з. ран всех локализаций повышается, что следует связать с интенсификацией нуклеинового и белкового синтеза и активацией пролиферативных процессов, но регионарные особенности сохраняются. Начало эпителизации в ранах шеи и спины сопровождается повышением активности в них АТФ-азы, как свидетельство энергообеспечения репарации.

3. Через трое суток эпителизация раневой поверхности почти полностью завершается в ранах шеи, спины и передних конечностей, чего нет в ранах остальных локализаций. На месте новообразованной ткани в ранах всех локализаций констатируется повышение активности пероксидазы, КФ, ЩФ по сравнению с неповрежденной кожей, но при этом сохраняются регионарные различия.

4. В ранах давностью восемь суток из области шеи наблюдается гиперрегенерация эпидермиса, который полностью покрывает рану, завершение основных процессов регенерации. В ранах спины эти процессы несколько запаздывают, в ранах передней конечности грануляционная ткань в стадии полиморфно-клеточной инфильтрации с активным фибриллогенезом. На задних конечностях раны еще не полностью покрыты эпидермисом, в полости раны — нерассосавшийся фибрин, лейкоциты, а в ранах живота грануляционная ткань находится в стадии полиморфно-клеточной инфильтрации, раневая щель не полностью покрыта новообразованным эпидермисом.

При изучении ран на секционном материале отмечалось полное совпадение гистологической и гистохимической картины их с морфохимической характеристикой экспериментальных ран при соответствующих сроках образования, что позволяет рекомендовать использование полученных данных в экспертной практике при решении вопроса о давности нанесения указанных повреждений при их различной локализации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Результаты проведенных исследований показывают, что для более точного решения вопроса о давности нанесения ссадин и ран кожи необходимо учитывать их регионарные особенности заживления.

При описании ссадин различной локализации у одного и того же освидетельствуемого судебно-медицинские эксперты обязаны описывать каждую ссадину отдельно, ибо характер корочки своеобразен для каждой области при одинаковой давности повреждений.

Оценивая степень тяжести неосложненных ран при их различной локализации, мы рекомендуем судебно-медицинским экспертам придерживаться следующих сроков их заживления (табл. 1):

Таблица 1

Средние сроки заживления ран при их различной локализации


п/п
Локализация ран Сроки заживления (в сутках)
1. Голова 5-7
2. Спина 8-9
3. Верхняя конечность 10-11
4. Нижняя конечность 11-12
5. Живот 10

При этом следует помнить, что раны на голове могут заживать порой в срок до 6 дней и по этому признаку, по нашему мнению, будут относиться к легким телесным повреждениям, не повлекшим кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности.

В целях более точного определения давности ссадин мы считаем целесообразным предложить таблицу с морфологическими критериями (общепринятым в судебной медицине состоянием корочки, покрывающей ссадину), - характерными для определенных сроков ссадин, локализующихся в различных областях тела человека (табл. 2).

Полагаем, что такая таблица будет не только ориентиром при определении давности ссадин, но и поможет судебно-медицинским экспертам описывать характер ссадин раздельно в зависимости от их локализации.

...

Таблица 2

Стадии заживления ссадин различной давности и локализации


п/п
Ста­дии зажив­ления сса­дин Локализация ссадин
Шея Спи­на Верх­ние ко­неч­но­сти Ниж­ние ко­неч­но­сти Жи­вот
1 Ко­рочка распо­ложе­на на уровне ин­такт­ной кожи Че­рез 12 ч К концу пер­вых су­ток К кон­цу пер­вых -нача­лу вто­рых суток К кон­цу вто­рых су­ток К на­чалу треть­их су­ток
2 Ко­рочка возвы­шается над уров­нем непов­реж­денной кожи К кон­цу пер­вых суток На вто­рые сутки К нача­лу треть­их су­ток Треть­и - чет­вер­тые сут­ки Чет­вер­тые сут­ки
3 Ко­рочка от­слаи­вается по перифе­рии сса­дины Чет­вер­тые сутки Пя­тые сутки На шес­тые сутки и замет­но толь­ко под лу­пой Седь­мые - вось­мые сут­ки Ко­нец вось­мых су­ток
4 От­дель­ные части короч­ки отпа­дают К кон­цу пя­тых су­ток Шес­тые сутки К концу вось­мых суток Девя­тые сут­ки Деся­тые сут­ки
5 Ко­рочка пол­ностью отпа­дает Шес­тые сутки Вось­мые сутки Девя­тые сут­ки Деся­тые - один­над­ца­тые сут­ки Две­над­ца­тые су­тки
6 Следы от сса­дины исчеза­ют Через 12-13 сут Через 12-15 сут Через 14-15 сут Че­рез 17-18 сут Че­рез 18-20 сут

похожие статьи

Определение давности повреждений головного мозга по изменениям ядрышкового организатора в астроцитах / Морозов Ю.Е., Колударова Е.М., Горностаев Д.В., Кузин А.Н., Дорошева Ж.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 16-18.

Возможные ошибки при определении давности тупой травмы шеи / Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 49-50.

Состояние вопроса и перспективы изучения отсроченных повреждений селезенки / Левандровская И.А., Леонов С.В., Пинчук П.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2013. — №4. — С. 7-9.

Макроскопическая диагностика давности повреждения селезенки при двухэтапном течении травматического процесса / Левандровская И.А. — 2015.

Макроскопическая диагностика давности повреждения селезенки при двухэтапном течении травматического процесса / Левандровская И.А. — 2014.

больше материалов в каталогах

Давность образования повреждений