Воздействие газового оружия самообороны на кожу лица и орган зрения

/ Мальцев А.Е., Кофан А.В., Мельников В.С. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №1. — С. 69-70.

Мальцев А.Е., Кофан А.В., Мельников В.С. Воздействие газового оружия самообороны на кожу лица и орган зрения

А.Е. Мальцев, А.В. Кофан, В.С. Мельников (Киров)

ссылка на эту страницу

Все более широкое распространение получают средства самообороны, обладающие токсическим действием. К ним относится газовое ствольное оружие и аэрозольные устройства, снаряженные раздражающими веществами (CS, CN, CR, DM, капсацин и др.).

В практике мы встречали 5 случаев воздействия аэрозольного вещества CS. Выброс вещества происходил с расстояния 30-50 см., при этом потерпевшие отмечали резь в глазах, обильное слезотечение, мучительное жжение в области носоглотки и на коже лица, иногда затруднение дыхания. При освидетельствовании в первые дни после происшествия у потерпевших определяли гиперемию кожи лица и век, инъецированность сосудов конъюнктивы, отек ее и роговицы. Остаточные явления сохранялись не более 5-6 дней, в связи с чем они квалифицировались как легкие телесные повреждения, не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья.

Более опасным и серьезным по последствиям для потерпевших оказалось воздействие газового ствольного оружия. Мы имеем 5 наблюдений, в которых выстрелы производились с расстояния от 30 до 100 см., применялись револьверы и пистолеты калибра 5,6 мм (CN), 8 мм, 9 мм - боеприпасы с веществом CS. В одном случае имело место только механическое действие пластмассового контейнера, сопровождавшегося образованием обширного кровоподтека и травматического отека на нижнем веке и скуловой области с выраженным сужением глазной щели. В других наблюдениях отмечали внедрение инородных частиц (пороха и ирританта) в кожные покровы лица, век, конъюнктиву и роговицу одного или обоих глаз. Внедрение горящих частиц пороха сопровождалось формированием локальных точечных ожогов в месте их внедрения. В одном случае наблюдали сплошной термохимический ожог кожи век 1 степени и конъюнктивы 2 степени. Воздействие газообразного ирританта вызывало слезотечение, ощущение рези в глазах, светобоязнь, ощущение расплывчатости зрения, блефароспазм, болевой синдром, в двух случаях отмечалась кратковременная потеря сознания. Внедрение частиц ирританта обусловило развитие длительно текущих конъюнктивитов и кератитов. Наблюдали обратимое снижение остроты зрения на 0,2-0,4. Применялись хирургические и терапевтические методы лечения.

По признаку длительности расстройства здоровья три случая оценены как легкие телесные повреждения, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья, один отнесен к менее тяжким телесным повреждениям. В одном случае исходом явилась так называемая «пороховая татуировка» кожи лица, которая была расценена как тяжкое телесное повреждение по признаку неизгладимого обезображивания.

Таким образом, диагностика данного вида травмы включает в себя оценку клинических данных (анамнез, жалобы, общее состояние и местные изменения) и объективное исследование следов внедрения инородных частиц, оказавших термохимическое действие. Приведенные нами наблюдения свидетельствуют о существенном поражении глаз при воздействии газового оружия, вызывающем расстройство здоровья.