Морфологические особенности повреждений костей свода черепа штыковой лопатой

/ Сопнев А.В., Шиловский Н.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №1. — С. 134-136.

Сопнев А.В., Шиловский Н.А. Морфологические особенности повреждений костей свода черепа штыковой лопатой

А.В. Сопнев, Н.А. Шиловский (Владимир)

ссылка на эту страницу

В судебно-медицинской практике иногда встречаются переломы костей свода черепа, возникшие от ударов лопатами. В связи с отсутствием специальной литературы по данному вопросу, мы попытались экспериментально установить морфологические особенности подобных повреждений.

С этой целью в теменные области биоманекенов наносились повреждения различными участками лотка штыковой остроконечной лопаты. Всего проведено 15 ударов, из которых 5 лезвием лопаты, 5 - местом перехода лезвия в боковой край и 5 - краем угла наступа. При этом одновременно повреждались как кожа головы, так и кости черепа. Своды черепа с повреждениями изымали, исследовали под стереомикроскопом МБС-10. Морфология повреждений в каждой серии экспериментов имела свои особенности.

При штыковом ударе лезвием лопаты возникали линейные щелевидные насечки в пределах губчатого слоя, с наибольшей глубиной в центральной части, что отражало особенности следообразующей поверхности орудия (лезвие в центральной части имеет угол). Один из краев был скошен, противоположный отвесный (3) или подрыт (2). По краям имелись участки скола компакты, а в 3-х случаях имел место отгиб участков компакты по одному из краев наружу, возникший, вероятнее всего, в момент обратного движения орудия. Концы насечек в большинстве своем были острыми (5) или закругленными (3), в одном эксперименте оба конца были П-образными. Ребра дуговидно скошены к центру насечки, где сходились под углом, соответственно углу на следообразующей части лезвия. По скошенному краю отмечались трассы в виде параллельных, чередующихся валиков и бороздок. В 2-х случаях были выявлены трещины, отходящие от одного из концов повреждения. В одном эксперименте при соскальзывании и дальнейшем движении орудия возникла прерывистая поверхностная линейная насечка, имеющая неодинаковую глубину, соответственно неровностям поверхности кости. В 3-х случаях возникли трещины ВКП, ориентированные соответственно насечек на НКП.

При проведении 2-й серии экспериментов мы столкнулись с определенными трудностями, связанными с аэродинамическими свойствами, которые приобретает лопата в момент нанесения удара описанным выше способом, вследствие некоторой изогнутости ее лотка. Нанести точный и сильный удар оказалось непросто, так как боковой край изменял направление своего движения. Поэтому повреждения костей свода черепа удалось получить лишь в двух случаях. При этом на НКП возникли прямолинейные щелевидные повреждения. Участок, образовавшийся от действия лезвия, выглядел как типичный разруб с относительно ровными, клиновидно-скошенными краями и острым концом, переходящим в тонкую поверхностную насечку. В обоих случаях от острого конца отходили трещины. В области воздействия бокового края лопаты повреждение имело вид вдавленного щелевидного перелома, равномерной ширины, соответственно ширине бокового края лопаты, с ровными, слегка волнистыми краями, со сколом компакты по краям на незначительную ширину, П-образным концом. В одном случае в дне этой части повреждения располагались 2 выбитых фрагмента НКП, соответствующих толщине бокового края лотка лопаты. В обоих случаях на ВКП имелись трещины, направленные как и основное повреждение на НКП.

При воздействии края угла наступа возникали типичные дырчатые переломы, дуговидной формы, с относительно ровными краями, отображающие величину угла наступа и ширину его грани. В 4-х случаях по краям имелись участки скола компакты, с отгибом ее, более выраженным со стороны ВКП. Во всех случаях концы повреждений были П-образными, с отвесной или скошенной гранью. В 3-х случаях преимущественно от краев повреждений отходили дополнительные трещины. В глубине одного из переломов имелись вдавленные фрагменты НКП. При нанесении одного из ударов с меньшей силой возник вдавленный перелом НКП прямолинейной формы, с дугообразным щелевидным вдавлением по одному из краев, которое соответствовало наружному ребру края угла наступа.

Таким образом, удалось установить, что, в зависимости от воздействующей части лотка, штыковой лопатой могут причиняться как насечки, разрубы, так и вдавленные щелевидные и дырчатые щелевидные переломы, характерные для действия тупого орудия с гранью. Кости свода черепа в наших экспериментах довольно точно отображали особенности следообразующей части лопаты.

похожие статьи

Проникающее ранение живота торцевой частью разрушенного дождевого зонта / Породенко В.А., Макущенко Ю.В., Козин О.Ю., Платонов А.А. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 46-49.

Идентификация обуха топора по повреждениям на черепе / Джемс-Леви Д.Е. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 46-47.

Судебно-медицинская диагностика повреждений, причиненных плоскими колюще-рубящими предметами (комплексное экспериментальное исследование одежды и кожного покрова) / Шадыжева Л.В. — 1993.

Морфологические особенности повреждений мягких тканей головы штыковой лопатой / Сопнев А.В., Шиловский Н.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 132-134.

Установление количества и последовательности нанесения ударов рубящими орудиями по краниограммам / Кодин В.А., Сопнев А.В. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 86.

больше материалов в каталогах

Повреждения рубящими предметами