Структура причин смерти при убийствах в г. Москве

/ Тучик Е.С., Жаров В.В. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №2. — С. 3-4.

Тучик Е.С., Жаров В.В. Структура причин смерти при убийствах в г. Москве

Е.С. Тучик, В.В. Жаров (Москва)

ссылка на эту страницу

О состоянии преступности в г. Москве, связанной с убийствами можно судить по информации об объеме проводимых исследований трупов лиц, погибших от различных противоправных умышленных действий против жизни граждан. С этой целью нами проанализированы заключения экспертиз трупов,за период с 1990 по 1994 гг.

Результаты проведенного анализа показали, что в течение всего изучаемого периода времени смертельный травматизм, связанный с убийствами, в структуре насильственной смерти устойчиво занимает второе место после несчастных случаев, полученных в быту, со значительным ростом его показателей в абсолютных цифрах. Так, если в 1990 году было исследовано 809 трупов, то в 1994 году - 2863, то есть наблюдается увеличение количества убийств в 3,6 раза. Наибольший пик преступлений с гибелью приходится на 1992 г., где увеличение их с предыдущим годом произошло на 199%; в последующие годы этот показатель оставался на цифрах несколько ниже указанного и среднегодовой прирост составил 49,8%. Наряду с этим выявлены не только изменения количественных характеристик по видам смерти с тенденцией к росту, но и их качественная перегруппировка. В частности, за пятилетний период почти в 4 раза выросло число случаев смерти от причинения смертельных повреждений тупыми предметами, в 2,7 раза - рубящими и в 2,5 - колюще-режущими орудиями. Значительно вырос показатель смерти погибших с огнестрельной травмой от применения стрелкового оружия, снаряженного пулевыми снарядами. Участились случаи использования дробового оружия - в 22 раза, хотя в абсолютных цифрах удельный вес таких повреждений был невелик (в 1994 году отмечено 22 эпизода дробовых ранений).

В 2,6 раза возросло количество убийств, при которых смерть пострадавших наступила от механической асфиксии вследствие сдавления шеи петлей или руками.

Следует отметить и качественные изменения летальных исходов в зависимости от характера травмирующего фактора. Так, если в 1990 г. в группе механической травмы превалировала смерть от колото-резаных ранений (53,2%), действия тупых предметов (43,3%) и механической асфиксии от удавления петлей или руками (соответственно 56,1 и 24,4%), то в 1994 г. наблюдается обратное явление: при уменьшении числа смерти от колото-резаных ранений (42,8%) возрос процент неблагоприятных исходов от действия тупых предметов (54,2%), а при механической асфиксии намечен стабильный рост количества смертельных случаев от удавления руками при относительно небольшом снижении этого показателя от удавления петлей.

Наибольшие пики по числу совершенных убийств (почти в два раза) зафиксированы в 1992 и 1993 годах, где наступление смерти связано с механическими повреждениями.

Анализируемый материал показал, что первое место среди умышленных смертельных повреждений занимает механическая травма (12,5%), на втором - огнестрельные ранения и на третьем - механическая асфиксия. Что же касается других видов убийств от применения ядовитых веществ, электрического тока и пр., то они наблюдаются редко и составляют единичные случаи. Так, два убийства, сопряженные с применением карбофоса и окиси углерода зарегистрированы в 1992 и по одному в 1994 гг. от действия технического электричества у уксусной эссенции. Обращает внимание факт учащения случаев смерти от умышленных действий, в ходе которых применяются различные горячие поверхности нагревательных приборов или горящие предметы: в 1990 году таких эпизодов было 5, а в 1993 и 1994 годах их выявлено соответственно 12 и 10.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют планировать работу судебно-медицинского эксперта и могут послужить темой для организации мероприятий по борьбе с преступностью.

похожие статьи

Ценообразование на проведение судебно-медицинской экспертизы и право граждан на судебную защиту / Окунева Н.С., Баринов Е.Х., Скребнев А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 114-115.

Проблемы судебно-медицинской экспертизы в условиях рынка / Баринов Е.Х., Баринов А.Е., Алексанян А.К., Иорданишвили А.К., Калинин Р.Э., Ромодановский П.О., Скребнев А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 17-18.

По итогам взаимодействия с органами местного самоуправления / Нестеров А.В., Землянский Д.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 93-94.

Проблемы судебно-медицинского обеспечения отдаленных районов / Землянский Д.Ю., Нестеров А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 55-58.

Судебная экспертиза как инструмент криминалистического прогнозирования / Ковалев А.В., Владимиров В.Ю., Савчук С.А., Романенко Г.Х. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 4-7.

больше материалов в каталогах

Организационно-методические основы судебной медицины