Ошибки, наиболее часто встречающиеся при оформлении заключений экспертов

/ Шульга И.П., Бадяев В.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019 — №18. — С. 45-48.

Шульга И.П., Бадяев В.В. Ошибки, наиболее часто встречающиеся при оформлении заключений экспертов

И.П. Шульга, В.В. Бадяев

Филиал № 4 ФГКУ (нач. – И.П. Шульга) «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» МО РФ, г. Хабаровск

ссылка на эту страницу

При изучении и анализе заключений экспертов филиала № 4, доступных заключений областных, краевых бюро судебно-медицинских экспертиз субъектов РФ, в том числе заключений Бюро СМЭ Хабаровского края в рамках выполнения повторных и комиссионных экспертиз, мы обратили внимание, что эксперты часто допускают гносеологические ошибки.

Очень часто в заключениях экспертов можно прочитать фразу: «Кровоподтек (кровоподтеки), раны грудной клетки». Если обратиться к учебникам по анатомии человека, то там указано, что грудная клетка – это часть скелета туловища, которая образована грудным отделом позвоночного столба, всеми ребрами и грудиной, прочно связанными между собой в единое целое. Кровоподтеком в судебной медицине называют кровоизлияние, пропитывающее подкожную жировую клетчатку, если кровоизлияние в коже, то говорят о внутрикожном кровоизлиянии. По определению рана – это повреждение кожи, проникающее глубже сосочкового слоя. Ссадина – повреждение кожи до сосочкового слоя. Поскольку в анатомическом образовании «грудная клетка» отсутствуют кожа, подкожная жировая клетчатка и мышцы, то словосочетания «кровоподтек грудной клетки», «ссадина либо рана» грудной клетки, по меньшей мере, неуместны, так как являются некорректными. В топографической анатомии есть понятие «грудь». К области груди относят верхнюю часть туловища, объединяющую грудные стенки и грудную полость. Различают переднюю поверхность, заднюю поверхность груди. Границы области груди соответствуют границам грудной клетки, которые проводятся вверху вдоль яремной вырезки грудины, по верхнему краю ключиц, ключично-акромиальным сочленениям, условным линиям, проводимым от этого сочленения к остистому отростку 7-го шейного позвонка. Нижняя граница проходит от основания мечевидного отростка, по краю реберной дуги до 10-го ребра, откуда по условным линиям через свободные концы 11-го и 12-го ребер идет к остистому отростку 12-го грудного позвонка. Для определения проекций органов грудной полости на грудную клетку на коже груди проводятся условные вертикальные линии. С учетом вышеизложенного считаем, что правильно говорить о кровоподтеках (ссадинах, ранах) груди, а не грудной клетки. При описании повреждений необходимо указывать поверхность груди (передняя, задняя, боковая), расстояние от условных линий, в проекции каких ребер.

При описании кровоподтека специальная литература рекомендует определять и называть цвет кровоподтеков в соответствии со стандартами – шкалой цветов, в основных цветах спектра. В литературе приводится описание кровоподтеков: «Вначале кровоподтек имеет синий или сине-багровый цвет. С 3–4-го дня кровоподтек приобретает зеленоватый, а с 7–9-го дня – желтоватый оттенок». Очень часто в экспертизах указан цвет кровоподтеков «синюшный», что, на наш взгляд, является неправильным описанием и содержит субъективное представление эксперта о цвете. В шкале цветов такого цвета нет. Кожные покровы трупа могут быть описаны как «мертвенно-бледные». Что эксперты понимают под «мертвенным» и «бледным» цветом, сложно представить. А у живого лица, по аналогии, кожный покров будет «живого розового» цвета? При описании цвета желчи употребляют фразу «оливкового» цвета. Если обратиться к шкале цветов, то там различают оливково-желтый цвет, оливково-серый цвет, оливково-зеленый цвет и оливковый. Не все эксперты по такому описанию могут воспринимать точное определение окраски. Для того чтобы описание цвета было правильным и его представляли (воспринимали) все одинаково, считаем, что цвет также должен быть указан по стандартной шкале цветов в основных цветах спектра, то есть зеленого цвета, с добавлением оттенков – темнозеленого, светло-зеленого. В специальной литературе по судебной медицине присутствует термин «карминовый отек легких». Многие ли эксперты задавались вопросом – а что же такое карминовый цвет? И как понимать (представлять) этот цвет? В основных цветах спектра этот цвет обозначают как розовокрасный. При этом доминирующим тоном следует считать второй, т.е. тот, который стоит во второй части названия.

В экспертных заключениях также встречается неправильное употребление анатомических образований. Например, «легкие выполняют плевральные полости». Согласно анатомии, в грудной полости имеются три совершенно обособленных серозных мешка – по одному для каждого легкого, и один, средний, для сердца. То есть правильно писать следует, что легкие находятся в плевральных мешках. А полость плевры в анатомии определяют как щелевидное пространство между прилегающими друг к другу париетальными и висцеральными листками. В тех местах, где легочные края не совпадают с плевральными границами, между ними остаются ограниченные двумя париетальными листками плевры запасные пространства, называемые карманами или синусами плевры. В них легкое заходит только в момент самого глубокого вдоха.

Широко распространен в судебной медицине термин «тупой предмет». Под тупым предметом понимают абстрактный (условный, вымышленный) предмет, который причиняет повреждения, действуя своей поверхностью или ее частью. Эта поверхность (ее часть) тупого предмета называется травмирующей поверхностью. Так как этот «тупой предмет» является вымышленным (абстрактным) понятием, то в выводах, по нашему убеждению, следует правильно писать про тупой предмет в единственном числе. Например: «от действия тупого предмета», а не «от действия тупых предметов», так как это нелогично и некорректно. Кроме этого, часто употребляется сочетание «твердый тупой предмет», что тоже неправильно, так как тупые предметы условно разделяются на твердые и мягкие, и поэтому правильно писать «тупой твердый предмет».

Нами также отмечен часто встречающийся при внутреннем исследовании трупа термин «спинно-мозговой канал». В анатомии полость в позвоночном столбе называется «позвоночный канал», в котором содержится спинной мозг с его оболочками и сосудами, а также проксимальные отделы нервных корешков. А центральный (спинно-мозговой) канал проходит в сером веществе спинного мозга. Поэтому и следует писать правильно, согласно принятым анатомическим терминам – «при исследовании позвоночного канала».

При проведении наружного исследования трупа нередко употребляется такая фраза, как: «Возраст на вид соответствует паспортному». Как известно, паспортный возраст не всегда соответствует биологическому. М.И. Авдеев в своих работах писал: «Суждение о возрасте по внешним признакам может быть грубо ошибочным. Нужно иметь в виду, что точное установление возраста, а именно: даты, месяца, в большинстве же случаев и года рождения, невозможно в силу значительных колебаний отдельных признаков в зависимо- сти от пола, расовых особенностей, условий и образа жизни. Поэтому может быть лишь установление приблизительного возраста». По итогам работы 7-й Всесоюзной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965) постнатальный онтогенез делится на периоды: новорожденность – 1–10 дней; грудной возраст – 10 дней – 1 год; детский возраст (раннее детство – 1–3 года, первое детство – 4–7 лет, второе детство – 8–12 лет у мальчиков, 8–11 лет у девочек; подростковый возраст – 13–16 лет у мальчиков, 12–15 лет у девочек; юношеский возраст – 17–21 год у юношей, 16–20 лет у девушек, зрелый возраст (зрелый возраст 1 – 22–35 лет у мужчин, 21–35 лет у женщин; зрелый возраст 2 – 36–60 лет у мужчин, 36–55 лет у женщин), пожилой возраст – 61–74 года у мужчин, 56–74 года у женщин; старческий возраст – 75–90 лет; долгожители – 90 лет и старше. С учетом вышесказанного считаем, что указывать надо именно постнатальный период, например, «труп мужчины зрелого возраста», «труп ребенка мужского пола детского возраста», «труп мужского пола на вид юношеского возраста».

Иногда предплечье эксперты именуют «надплечьем». Встречались случаи, когда ошибки в определении вреда здоровью были обусловлены плохим знанием анатомии. Например, подвертельный перелом бедренной кости (рентгенологическая классификация) относили к средней тяжести вреда здоровью, не осознавая, что подвертельный перелом – это перелом тела (диафиза) бедренной кости. А перелом диафиза бедренной кости согласно пункту 6.11.6 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 года № 194н), относится к тяжкому вреду здоровья.

Были случаи, когда эксперты неправильно интерпретировали пункт 6.1.2 Медицинских критериев, когда перелом решетчатых ячеек решетчатой кости не относили к тяжкому вреду здоровья. И лишь на том основании, что, по их мнению, решетчатые ячейки не относятся к костям основания черепа. При этом не принимают во внимание то, что в указанном пункте дословно написано: «или решетчатой кости», без каких-то ссылок на исключение каких-либо частей решетчатой кости. Встречаются заключения, где в выводах эксперты неправильно формулируют определение вреда здоровью, например пишут, что «повреждения расцениваются как средний вред здоровью», вместе с тем в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 года № 194н), указана иная формулировка, а именно – «средней тяжести вред здоровью».

Надеемся, что указанные в статье недостатки, выявленные при анализе экспертных исследований, помогут судебно-медицинским экспертам при оформлении заключений не допускать ошибок при описании повреждений, анатомических областей и образований.

Список литературы

  1. Авдеев, М.И. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. – М. : Медицина, 1968. – 376 с. – Текст : непосредственный.
  2. Анатомия человека / под ред. М.Г. Привеса. – Л. : Медицина, 1974. – 671 с. – Текст : непосредственный.
  3. Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека : приказ Минздравсоцразвития РФ № 194н от 24.04.2008. – Текст : непосредственный.
  4. Оперативная хирургия и топографическая анатомия / под ред. В.В. Кованова. – М. : Медицина, 1978. – 416 с. – Текст : непосредственный.

похожие статьи

Практика применения принципов Стамбульского протокола при производстве судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертиз / Мукашев М.Ш., Халитова Е.А., Колопов А.С. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 56-62.

Обоснование экспертных выводов в судебно-медицинской документации / // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 33-37.

Экспертные ошибки при проведении экспертиз по медицинским документам / Бадяев В.В., Шульга И.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 11-14.

Исследование материалов дела при производстве судебно-медицинской экспертизы / Альшевский В.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 8-11.

Оценка качества экспертиз и компетенции эксперта при установлении обстоятельств получения повреждений во время борьбы и самообороны / // Проблемы экспертизы в медицине. — 2004. — №4. — С. 4-7.

больше материалов в каталогах

Экспертные ошибки. Оценка качества судебно-медицинской экспертизы.