Контуры пальцев рук на пыли, как улика

/ Евфарицкий А.К. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928 — №8. — С. 72-75.

Евфарицкий А.К. Контуры пальцев рук на пыли, как улика

А.К. Евфарицкий

Ст. инсп. уг. розыска (Рязань)

ссылка на эту страницу

При осмотре мест преступления, главным образом, кражи со взломом, убийства, ограбления имеет значение обнаружение следов преступника, могущих послужить к изобличению. Об исследовании же их не приходи­ лось встречать указаний как в специальной литературе, так и в сообщениях с мест. Объяснить это можно лишь тем, что они не считались следами, могущими послужить указанным целям, вследствие своего внешнего вида, производящего впечатление отсутствия особенностей, наличие которых и служит целям идентификации. Между тем, следы эти как раз и обладают этими особенностями.

Мы имеем здесь в виду следы пальцев рук на пыли, при том— не отпечатки папиллярных линий первой фаланги пальцев, а отпечатки контур пальцев, во всю длину их. Отпечатки кожных узоров уже применяются с успехом для указанной цели. Здесь же мы будем говорить исключительно о случаях обнаружения узоров пальцев во всю длину или, хотя бы, контура первой и второй фаланги.

В практике неоднократно приходится встречать при осмотрах именно эти контуры.

Обычно они обнаруживаются на покрытых пылью или пылеобразными веществами поверхностях предметов, к которым прикасался совершивший преступление.

Такими предметами чаще всего бывают: покрытое пылью стекло при взломе окна, покрытого пылью; то же самое на хранилищах ценностей — шкафы, столы, сундуки и т. д.; затем предметы домашнего обихода — посуда зеркала, различная утварь, обстановка с твердой поверхностью, стены.

Наличие таких следов вполне понятно; поверхность пальцев кожи

никогда не бывает суха; природа заботится о сохранении кожей эластичности, и поверхность ее всегда увлажняется выделением тела (влаги, жир). Увлажнение это производится через имеющиеся в коже поры; вследствие этого кожа всегда имеет поверхность, смазанную выделениями жира и влаги, особенно на обнаженных обычно частях тела и с внутренней стороны пальцев, ибо на последней поры эти особенно обильны.

Вследствие гигроскопичности пыли выделяемые организмом влага и жиры поглощаются ею при прикосновении пальцами к пыльным предметам, отчего на пыльной поверхности получаются освобожденные от пыли места, представляющие отпечаток прикосновения пальцев — контуры их. Д ля целей установления личности представляют интерес не размеры и формы контуров пальцев, т. е. длина и ширина суставов, а сочленения их. Дело в том, что размеры сустава должны быть измерены, при чем здесь всегда будут неточности, зависящие как от инструмента, так и от измеряющего лица, помимо его воли.

Кроме того, здесь не имеется индивидуальности, так как форма суставов, главным образом первого, и размеры их, могут быть тождественны у разных лиц.

Отпечатки же сочленений суставов тем и ценны, что они индивидуальны, т.е. нельзя найти двух лиц, имеющих одинаковой формы и размер сочленения.

Из просмотренных мною 3975 дактокарт с имеющимися на них отпечатками четырех пальцев во всю длину, не было обнаружено двух тождественных сочленений суставов.

Что же из себя представляют и как могут быть использованы эти отпечатки сочленений?

Сочленения представляют собою складку, углубление в коже вследствие того, что пальцы наши обладают способностью сгибаться; это, так сказать, запас кожи на растяжение; не будь этой складки, нельзя было бы согнуть пальцы. При наложении пальца на предмет, покрытый пылью, вследствие влажности кожи, как это указано выше, пыль снимается по ширине пальца вследствие того, что внутренняя обращенная к ладони сторона пальца представляет возвышение полукруглой формы, в поперечном сечении. На местах же сгибов пальца, в сочленениях, представляющих собою углубления, пыль остается, образуя как бы перерыв, что мы и называем отпечатком сочленений.

Эти отпечатки можно разделить на три основных группы: свободные, связанные и переходные, в зависимости от того, имеется ли свободный промежуток между суставами или нет.

В свою очередь эти основные группы делятся на подгруппы. Деление это основывается на форме углублений в коже, на месте сгибов пальцев.

Свободные узоры делятся по форме на три подгруппы:

  • 1) прямоугольные, где углубление кожи, между фалангами, дает отпечаток формы прямоугольника или приближающегося к нему;
  • 2) полулунные, где края углубления имеют вид расположенных друг над другом полуокружностей, выгнутыми краями во внутрь углубления, — или же находящихся одна под другой.

Третья подгруппа — это треугольная, где отпечаток углубления как бы представляет два равнобедренных треугольника, сложенные вершинами вместе.

Расстояние между верхними и нижними краями выемки имеют размеры от 0,05 мм до 5 мм.

Свободные узоры выемок встречаются по отношению к числу наблюдаемых случаев в размере 61%.

Связанные узоры делятся также на три подгруппы: полные, где суставы как бы сливаются по всей длине выемки; средние, — где суставы как бы срастаются по середине выемки, своими средними частями, и прерывчатые, где узор выемки представляет суставы, соединенными одной, двумя или тремя линиями; линии эти или идут в косом направлении, или параллельно, или идут под углом друг другу, или пересекаются взаимно, или переплетаются наподобие прядей веревки.

В отношении общего числа узоры эти являют — 33%.

Третья группа — переходная, где узор сгибов пальцев представляет соединение суставов пунктирной линией или линиями, или даже одной точкой. Сюда же относятся отпечатки пальцев, у коих вторая и третья фаланги не прилегают к поверхности, при налегании на нее, и таким образом на ней получается только контур первой фаланги пальца. Отпечатки третьей группы по отношению к общему числу отпечатков трех групп представляют 6%.

Кроме того, необходимо обращать внимание на направление отпечатков сочленения, ибо таковые могут иметь или горизонтальные, или косые направления сверху вниз, справа налево или слева направо.

Обстоятельство это имеет значение при сличении^контуров, обнаруженных на месте преступления, и контуров пальцев заподозренных.

Все вышеуказанные отпечатки получаются путем прикосновения пальцев к пыльным предметам с гладкой поверхностью, и такие отпечатки мы называем неокрашенными, в отличие от отпечатков окрашенных. Последние получаются от прикосновения пальцев к гладким предметам, густо покрытых порошкообразным веществом — мукой, краской в порошке, красящими жидкостями. Преступник случайно, вследствие темноты, торопливости и подобных причин, попадает руками в такие предметы или берет их в руки, касается руками. Мука, чернила и т. д., покрывая в большом количестве пальцы, заполняют углубления между папилярными линиями, и пальцы, прикасаясь к предметам, оставляют лишь контуры, не оставляя отпечатков кожных узоров.

В этих случаях, как равно и в случаях прикосновения к пыльным пред­ метам на месте преступления, следами пальцев, могущих послужить к изобличению заподозренного, являются лишь контуры пальцев с отпечатками сочленений.

При этом отпечатки эти ценны тем, что они получаются не только на предметах с гладкой поверхностью — стекле, полированном дереве, незаржавевших металлических предметах, лакированной коже, как это имеет место с отпечатками папиллярных линий, — но на всяком предмете, покрытом пылью, будет ли это стеклянный предмет, стальная вещь или неоструганные доски, оштукатуренная стена, старый сапог, ржавые топор или лопата, книжный переплет и т.д. — безразлично, лишь бы они были покрыты пылью. А это обстоятельство, по жизненным условиям, встречается весьма и весьма часто в практике осмотров.

Для использования этих следов они фотографируются в натуральную величину. Фотографирование неокрашенных отпечатков производится при косом освещении, имея источник света под углом в 45°; лучше всего это исполнять аппаратом «Урбана».

Точно так же снимаются отпечатки пальцев заподозренного. Отпечатки эти отбираются прикладыванием его пальцев во всю длину их к пыльному предмету, соответствующему тому, на котором найдены эти отпечатки.

Здесь надо иметь в виду, что отпечатки эти зависят от силы, с которою пальцы давят на пыльную поверхность. Поэтому при отобрании отпечатков, необходимо делать несколько оттисков, начиная от сильного нажима и кончая легким.

Для использования окрашенных следов, они снимаются в натуральную величину; точно так же снимаются с пальцев заподозренного оттиски, тождественные с обнаруженными на месте преступления и получаемые посредством прикосновения пальцев к красящему веществу. При этом оттиск делается на предмете, тождественном с тем, на котором обнаружен оттиск.

Сличение производится научно-техническим кабинетом, где таковой имеется; при отсутствии кабинета, это исполняется художником; при отсутствии такового,— чертежником или инженером, в виду наличия у них знания и способности сравнения форм и изображений предметов.

При сличении обращается внимание на размер, форму выемки и направление ее.

Для закрепления обнаруженных на месте преступления контуров последние переносятся на желатино-глицериновую пленку.

Перенос этот совершается наложением на контуры рабочей поверхности пленки — прикатыванием ее; наложенная пленка оставляется с минуту и затем снимается и покрывается целлулоидом или стеклом. На пленке остается пыль, покрывающая предмет, отпечаток пальца, поверхность, освобожденная от пыли прикасавшимся пальцем, и отпечаток сочленения — полоска пыли.

С пленки этой производится фотоснимок. С полученного негативного изображения делается диапозитивный фотоснимок, изображение отпечатка, имеющегося на пыльной поверхности.

Фотоснимок производится в натуральную величину; такие же снимки делаются с пальцев рук заподозренного или заподозренных.

Пленки предпочтительнее красного цвета, ибо на красном фоне отчетливо выделяется пыль и красящие вещества всех цветов, за исключением красного же. Ясность же отпечатка способствует резкости изображения на снимке.

Должен указать, что описанный мною метод уже применялся мною в практике расследования и дал положительные результаты.

похожие статьи

Белые линии ладоней в диагностике свойств личности / Моисеенко С.А., Тамберг Д.К. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 106-109.

Распределение основных типов папиллярных узоров на дистальных фалангах пальцев рук человека / Самищенко С.С., Усов А.И., Майорова Е.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 17-20.

Комбинаторный анализ в судебно-медицинской дерматоглифике: возможности и варианты применения в научных и экспертных исследованиях / Божченко А.П., Гомон А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 17-20.

Морфогенетические маркеры предрасположенности к негативно-психопатологическому поведению / Толмачева Е.Б., Шамрей В.К., Божченко А.П. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №5. — С. 43-44.

Анализ некоторых положений ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» с медико-биологических позиций / Божченко А.П., Иваненко С.А., Моисеенко С.А., Никитин И.М., Толмачев И.А. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №4. — С. 6-7.

больше материалов в каталогах

Идентификация личности по папиллярным узорам, дактилоскопия, дерматоглифика