Редкий случай самопричинения огнестрельного повреждения самодельным стреляющим устройством с последующим возгоранием помещения

/ Дю Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020 — №19. — С. 41-47.

Дю Е.В. Редкий случай самопричинения огнестрельного повреждения самодельным стреляющим устройством с последующим возгоранием помещения

Дю Е.В.

Государственное казенное учреждение здравоохранения особого типа Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» (нач. – канд. мед. наук А.М. Онянов), г. Пермь, Россия, 614002

ссылка на эту страницу

В Пермском крае в структуре всей насильственной смертности нередки случаи смерти в результате выстрелов из различных огнестрельных орудий. Наиболее часто огнестрельное орудие применялось как с целью самоубийства, так и при неосторожном обращении с ним. В нашей практике мы столкнулись с неординарным случаем самоповреждения из самодельного огнестрельного орудия. Интерес вызвал тот факт, что после выстрела произошло возгорание помещения с частичным сгоранием трупа.

При исследовании трупа гр. Н. при неочевидных обстоятельствах пожара обратило на себя внимание отсутствие признаков прижизненного попадания гр. Н. в очаг пожара. При исследовании кожные покровы на передней поверхности тела отсутствуют, за исключением кожного лоскута неправильной овальной формы, размерами 9×8 см, располагающегося на передней поверхности грудной клетки слева от 2 межреберья до 4 межреберья между окологрудинной и передней подмышечной линиями. Кожные покровы на задней поверхности тела сохранились в затылочной области, на задней поверхности шеи, на спине до уровня заднеподмышечной линии с обеих сторон, ягодицах, задней поверхности бедер. Кожа сухая, плотная, покрыта черной крошащейся коркой. Кости свода черепа (лобной, левой теменной) отсутствуют. Лицевой скелет практически полностью разрушен; сохранились только глазницы, правая скуловая кость, кости носа, а также углы нижней челюсти с обеих сторон. Большая часть грудины отсутствует. Ребра справа отсутствуют с 2 по 5 от среднеключичной до окологрудинной линии. Ребра слева разрушены с формированием множества несопоставимых отломков [рис. 1, 2, 3].

Рис. 1. Вид трупа слева

Рис. 2. Вид трупа справа

Рис. 3. Вид трупа сзади

При исследовании на передней поверхности грудной клетки слева в проекции 3-го ребра по среднеключичной линии имеется округлое повреждение с невосполнимым дефектом «минус»-ткань диаметром около 5 мм, с неровными фестончатыми краями с буро-черными тусклыми стенками. На задней поверхности грудной клетки слева между лопаточной и околопозвоночной линиям в проекции 7–8 ребер имеется горизонтальное повреждение щелевидной формы длиной около 1 см с мелковолнистыми незначительно вывернутыми кнаружи краями и мелкими краевыми надрывами длиной 0,2–0,3 см. В левом легком, ближе к корню, на участке 5 × 4 см ткань размозжена, бесструктурна, темно-красная, вокруг на ширину от 2,5 до 5 см буровато-красное блестящее кровоизлияние толщиной от 1 до 3 см. В мягких тканях спины в проекции 7–8 ребер слева между лопаточной и околопозвоночной линиями имеется конусовидный невосполнимый дефект мягких тканей диаметром до 1 см и оскольчатый перелом 7 ребра [рис. 4].

Рис. 4. Вид повреждения на 7 ребре слева

 Непосредственно сразу же после вскрытия макропрепараты подверглись контактно-диффузионному методу исследования, при этом в проекции повреждений обнаружены металлы выстрела – сурьма и свинец. Факт обнаружения сквозного огнестрельного ранения передан телефонограммой следователю, назначившему экспертизу, для возможности оперативного выяснения обстоятельств его получения. При медико-криминалистическом исследовании макропрепаратов кожных покровов с повреждениями и восстановлении их в растворе № 1 прописи Ратневского А.Н. (1972 г.) установлено: на макропрепарате с передней поверхности грудной клетки сквозное повреждение неправильной округлой формы размером до 10 × 10 мм. Края повреждения по правой полуокружности мелкозубчатые, до 0,7 мм, по левой – с более высокими зубцами, до 1,5 мм, и от левой полуокружности отходит прямолинейное повреждение – луч длиной до 6 мм. На ширину до 7 мм края кратерообразно втянуты с отображением радиальной складчатости – лучей. По краям повреждения имеется черное кольцо наложений на площади до 70 × 70 мм, ширина которого более выражена по верхнему полукольцу повреждения, до 40 мм. Края и стенки не сопоставляются, образуя дефект «минус»-ткань. Данное повреждение является входным огнестрельным пулевым отверстием [рис. 5].

Рис. 5. Входное огнестрельное пулевое отверстие

На макропрепарате с задней поверхности груди имеется щелевидное повреждение длиной 10 мм с расхождение краев до 1 мм. Края повреждения ровные. От краев отходят 6 лучей длиной до 3 мм и глубиной до 0,04 мм, и с учетом лучей повреждение приобретает общую лучистую форму, но отсутствует центральная звездная точка и, соответственно, центральный дефект. Образованные между лучами зубцы с шириной оснований до 6 мм, с приподнятыми вершинами и слегка разрыхлены. Данное повреждение является выходным огнестрельным повреждением [рис. 6].

Рис. 6. Выходное огнестрельное повреждение

Все повреждения располагались по ходу прямолинейного раневого канала с направлением спереди назад и несколько сверху вниз.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: при первичном осмотре места происшествия обнаружен труп гр. Н. с признаками термического воздействия, лежащий на спине головой по направлению к восточной стене дома. При расчистке пожарного мусора на месте обнаружения трупа обнаружены и изъяты остатки шерстяного одеяла, проверенные при помощи газоанализатора, который не показал наличия следов легковоспламеняющейся жидкости. После обнаружения сквозного огнестрельного пулевого ранения на трупе гр. Н. и доведения этого факта до органов следствия произведен повторный осмотр места происшествия, при котором в месте, где располагался труп, обнаружены пусковое устройство, внешне похожее на сигнал охотника, и обгоревшие фрагменты двуствольного вертикального ружья без цевья и приклада с признаками термического воздействия, в которых находятся гильзы [рис. 7, 8, 9].

Рис. 7, 8. Фрагменты двуствольного вертикального ружья без цевья и приклада

Рис. 9. Пусковое устройство, внешне похожее на сигнал охотника

При обследовании места пожара и прилегающей территории предметов, свидетельствующих о совершении поджога, не установлено. Также непосредственно у дверного проема обнаружено металлическое запорное устройство для дверей, которое на момент осмотра находилось в закрытом состоянии. По результатам осмотра места происшествия следствие сделало вывод о том, что очаг возгорания располагается внутри дома, в районе места обнаружения трупа, о чем свидетельствует наибольшее выгорание бревен внутри дома в этом месте. В соответствии с заключением баллистической экспертизы представленный на исследование предмет, внешне похожий на сигнал охотника, является однозарядным стреляющим устройством, изготовленным самодельным способом из деталей самодельного и промышленного (фрагменты ружья модели ИЖ-56-1 («Белка») калибра 5,6 мм и 32-го калибра) изготовления, и относится к гладкоствольному короткоствольному огнестрельному оружию, пригодному для производства выстрелов патронами кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм. Гильза, извлеченная из ствола стреляющего устройства, является гильзой от патрона кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм.

Основываясь на данных материалов доследственной проверки, следствие пришло к выводу, что огнестрельное ранение получено в результате умышленного совершения выстрела из найденного на месте происшествия однозарядного стреляющего устройства самодельного изготовления с целью самоубийства либо в результате выстрела, произошедшего из-за неосторожного обращения гр. Н. с указанным оружием, при этом вероятной причиной пожара явилось неосторожное обращение с огнем при курении.

Данный пример говорит о необходимости совместной работы судебно-медицинских экспертов и правоохранительных органов в установлении как причины смерти, так и обстоятельств и условий ее наступления.

Список литературы

  1. Попов В.Л., Шигеев В.Б., Кузнецов Л.Е. Судебно-медицинская баллистика. СПб: Издательство «Гиппократ», 2002.
  2. Пашкова В.И., Томилин В.В. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине: практическое руководство. М.: Издательство «Медицина», 1975. С. 145–149, 251–254.

похожие статьи

Изменение траектории огнестрельного снаряда при преодолении преграды из триплексного стекла / Сухарева М.А., Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 139-141.

Method of definition of the mutual disposition of an injured person and an AK-74 submachine gun at the moment of wounding: handbook for forensic medical examiners, criminologists and lawyers / Kozachenko I. — 2019.

Методика определения взаимного расположения пострадавшего и оружия при ранении из автомата AK-74 : Пособие для судебно-медицинских экспертов, криминалистов и юристов. (Авторизованный перевод с английского) / Козаченко И.Н. — 2019.

Возможности виртуальной аутопсии при огнестрельной травме / Клевно В.А., Чумакова Ю.В., Павлик Д.П., Дуброва С.Э. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 33-38.

Самоубийство Б. / Синельник А.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928. — №8. — С. 114-116.

больше материалов в каталогах

Повреждения пулями