Концептуальные модели обеспечения качества судебно-медицинских экспертиз : стендовый доклад

/ Ардашкин А.П., Сергеев В.В. // Всеросс. совещание гл. суд.-мед. экспертов. — Самара, 2005.

ссылка на эту страницу

В последние годы на международном и национальном уровне в различных сферах общественного производства основной характеристикой выступает качество. Не случайно многочисленные публикации зарубежных и отечественных ученых посвящены анализу факторов, обеспечивающих достижение высокого качества товаров, работ и услуг. Между тем проблемам качества судебно-медицинских экспертиз и, в частности, экспертиз, связанных с судебно-экспертной оценкой оказания медицинской помощи, до настоящего времени в литературе уделяется крайне мало внимания. В этой связи отсутствуют единые организационные и методические подходы к производству этого вида судебно-медицинских экспертиз, затруднена их качественная оценка.  На наш взгляд, совершенствование судебно-медицинской экспертизы, в частности, судебно-медицинской экспертизы медицинской деятельности, можно рассматривать с позиций следующих трех концептуальных моделей качества: процессной, акмеологической и эргономической.

Процессная модель качества (ПМК) актуализирует операционный аспект деятельности (ее этапы, методы, способы и средства воздействия на объект деятельности, менеджменте качества). Реализация указанной концепции проявляется, в частности, в разработке и введение в действие стандартов. Примером может служить Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Quality management systems. Requirements 1. Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Безусловно, ПМК имеет существенное значение для анализа и синтеза внешних факторов любого вида деятельности, в частности, связанной с производством судебно-медицинских экспертиз. Вместе с тем, представляется, что фокусирование внимания исключительно на организационных, управленческих и технологических аспектах экспертной деятельности не позволяет в полной мере раскрыть потенциал ее осуществления, поскольку анализ в данном случае страдает односторонностью – объективная сторона деятельности гипертрофируется в ущерб ее субъективной стороне (человеческому фактору).

Акмеологическая модель качества (АМК) смещает центр тяжести с процессного на личностный подход. В этом аспекте внимания судебно-медицинских экспертов заслуживает новое междисциплинарное направление в науке – акмеология (от греч. Acme – вершина).

А. Деркач и В. Зазыкин считают, что целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития 2. Авторы отмечают, что акмеологические инварианты профессионализма – это основные качества и умения профессионала (в ряде случаев необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надежность выполняемой деятельности, практически независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала. В соответствии с данными отличительными свойствами, отраженными в представленном определении, акмеологические инварианты профессионализма бывают:

Общими, то есть практически полностью не зависящими от профессиональной специфики деятельности. Проведенные исследования показали, что общими акмеологическими инвариантами профессионализма являются:

  • а) сила личности;
  • б) развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, «далеко» и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности;
  • в) высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умении управлять своим состоянием, высокой работоспособности, стрессоустойчивости, постоянной готовности к экстренным действиям, способности мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент;
  • г) умение принимать решения, в том числе – смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность, нестандартность и эффективность;
  • д) креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи;
  • е) высокая и адекватная мотивация достижений;

Специфическими, или особенными, то есть в определенной мере отражающими специфику конкретного вида профессиональной деятельности. Например, для профессий класса «человек – человек» и «человек – коллектив» особенными инвариантами, как показали исследования, являются проницательность, или социально-перцептивная компетентность, коммуникабельность и коммуникативные умения, умение оказывать психологические воздействия и др 3.

Приведенные положения АМК доказывают насколько важно анализировать и обобщать различные стороны профессиональной деятельности судебно-медицинского эксперта, пути его личностного роста и достижения высокого профессионализма.

Вместе с тем АМК также присуща односторонность, как и ПМК. Необходимо также подчеркнуть, что АМК нацелена на достижение вершин профессионализма особо одаренных экспертов. Обычно считается, что в различных сферах профессиональной деятельность количество специалистов, достигающих очень высоких показателей в работе, колеблется от 5 до 10 процентов. Вероятно, указанные показатели применимы и к специалистам в области судебной медицины. Ясно, что качество судебно-медицинских экспертиз не может быть поставлено в зависимость исключительно от наличия и количества экспертов, достигших acme в профессиональной деятельности. Представляется, что в реальной экспертной практике акмеологические аспекты достижения качества должны учитываться при организации и производстве сложных комиссионных судебно-медицинских экспертиз. К ним, несомненно, относятся экспертизы, связанные с оценкой медицинской деятельности.

Эргономическая модель качества (ЭМК) исходит из комплексного подхода к анализу профессиональной деятельности человека в конкретных условиях ее осуществления. В исследованиях Д. Миллера и А. Суэйна факторы, определяющие работоспособность (ФОР) подразделяются на внешние и внутренние. Внешними ФОР являются не зависящие от индивидуума факторы, привнесенные окружающей средой или условиями задания: неадекватные рабочее пространство и размещение оборудования, плохие условия окружающей среды, неадекватная с точки зрения инженерной психологии конструкция, недостаточная профессиональная подготовка и несовершенная эксплуатационная документация, плохой контроль. Внутренние ФОР связаны с индивидуальными качествами оператора. Авторы приводят следующие примеры внутренних ФОР: профессиональная подготовка/опыт, уровень мастерства, умственные способности, мотивация/отношение, эмоциональное состояние, способности восприятия, знание задачи, социальные факторы, физическое состояние, пол, сила/выносливость, уровень стресса 4.

ЭМК тесно связана с реально достигнутым уровнем развития науки и техники, а также с адекватным отражением его в профессиональном сознании специалиста. В.С. Степин, анализируя развитие этапов научной рациональности, отмечает, что каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истин-ного знания. Автор схематично представляет эту деятельность, как отношения «субъект-средства-объект» (включая в понимание субъекта ценностно-целевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности 5. По мнению В.С. Степина, современный постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами 6.

Акцент на самооценку врачом своей профессиональной деятельности делается в Проекте Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) по Международным стандартам в медицинском образовании, получившем одобрение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной медицинской ассоциации (ВМА). Анализ врачом своей деятельности, согласно Проекту, призван гарантировать выявление пробелов в знаниях, навыках, отношениях и менеджменте и предпринять ответные действия, рекомендуется проведение оценки потребностей силами коллег и/или с помощью самооценки (Цит. по Пальцев М.А., Денисов И.Н., Чекнёв Б.М., 2005) 7. В этой связи Е.Р. Ильина справедливо подчеркивает важность самооценки судебно-медицинским экспертом данного им заключения 8.

Таким образом, все разнообразие подходов к проблеме обеспечения качества судебно-медицинских экспертиз можно представить в виде трех концептуальных моделей – ПМК, АМК, ЭМК. На наш взгляд, для обеспечения качества судебно-медицинских экспертиз в наибольшей степени применим эргономический подход, поскольку с его помощью достигается максимальная степень эффективной интеграции объективной и субъективной стороны экспертной деятельности.

 

1 Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Quality management systems. Requirements, утвержен постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. № 333-ст, дата введения 31 августа 2001 г. // Справочная правовая система «Гарант».

2 Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 21.

3 Там же. – С. 61-62.

4 Миллер Д., Суэйн А. Ошибки человека и его надежность // Человеческий фактор. В 6-ти тт. – Т. 1. Эргономика – комплексная научно-техническая дисциплина: Пер. с англ./ Ж. Кристенсен, д. Мейстер, П. Фоули и др. – М.: Мир, 1991. – С. 368-369.

5 Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 633.

6 Там же. – С. 634.

7 Пальцев М.А., Денисов И.Н., Чекнёв Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. – М.: «Издательский дом «Русский врач», 2005. – С. 301.

8 Ильина Е.Р. К вопросу о самооценке заключения судебно-медицинского эксперта // Правовые и этические основы медицинской деятельности: международное измерение и национальные традиции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Россия, г. Самара, 23-24 июня, 2004 г. / Под общей редакцией Г.П. Котельникова, Ю.Д. Сергеева, В.В. Сергеева. – Самара: ООО «Офорт», ГОУВПО «СамГМУ», 2004. – С. 83.

похожие статьи

Ценообразование на проведение судебно-медицинской экспертизы и право граждан на судебную защиту / Окунева Н.С., Баринов Е.Х., Скребнев А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 114-115.

Проблемы судебно-медицинской экспертизы в условиях рынка / Баринов Е.Х., Баринов А.Е., Алексанян А.К., Иорданишвили А.К., Калинин Р.Э., Ромодановский П.О., Скребнев А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 17-18.

По итогам взаимодействия с органами местного самоуправления / Нестеров А.В., Землянский Д.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 93-94.

Проблемы судебно-медицинского обеспечения отдаленных районов / Землянский Д.Ю., Нестеров А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 55-58.

Судебная экспертиза как инструмент криминалистического прогнозирования / Ковалев А.В., Владимиров В.Ю., Савчук С.А., Романенко Г.Х. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 4-7.

больше материалов в каталогах

Организационно-методические основы судебной медицины