Острое отравление цистамином

/ Копосов С.Б. Журавлев И.А.  // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2010 — №11. — С. 74-75.

ссылка на эту страницу

В настоящее время среди наиболее часто встречающихся причин насиль- ственной смерти одно из ведущих мест занимают отравления различными химическими веществами (Бабаханян Р. В., Клечников В.З., 1994 год, Томи лин В.В. и др., 1989 год.).

Своеобразной особенностью судебно-медицинской экспертизы смертельных отравлений является учащение интоксикаций вызываемых лекарственными средствами, которые, как и несколько десятилетий назад, занимают четвёртое место среди основных групп отравляющих веществ (Дедюев Е.Ю. и др., 1990 г. Круть М.И., Горская М.Н., 1993., Семенов И.В. и др., 1991 г.) Отравления лекарственными препаратами встречаются в быту как несчастные случаи и при суицидах. Кроме того - судебным медикам и токсикологам приходится наблюдать интоксикации, в том числе и смертельные, возникающие на фоне наркоманий и токсикомании. Проблема токсикомании в последние годы приобретает всё большую актуальность ввиду широкой распространенности этого явления и роста его отрицательных медицинских и социальных последствий (Лакосина Н.Д., Милушева Г. А. , 1992 г.).

С целью достижения искомого эффекта токсикоманы используют лекарственные вещества казалось бы совершенно невероятных препаратов. Одним из которых оказался цистамин дигидрохлорид, относящийся к группе аминотиолов (Машковский М.Д., 1988 г.)

Проанализировав судебно-медицинские материалы смертельных отравлений и литературные источники по токсикологии, мы не встретили сведений об отравлении указанным препаратом. Этот факт побудил нас опубликовать результаты проведенной нами судебно-медицинской экспертизы.

НАБЛЮДЕНИЕ В морг военного госпиталя был доставлен труп рядового Российской армии Т. 18 лет. Из обстоятельств дела следовало, что Т. находясь на занятиях по изучению общевойсковых уставов в учебной комнате неожиданно потеряв сознание, упал на пол со стула, здесь же сослуживцами была предпринята попытка оказания ему доврачебной помощи. В последствии рядового Т. доставили в военный госпиталь, где ему проводилась интенсивная терапия. Однако реанимационные мероприятия оказались неэффективными. Через 30 минут от момента потери сознания, рядовой Т. скончался.

При осмотре одежды умершего, в кармане брюк был обнаружен пенал красного цвета из аптечки индивидуальной (АИ-1) с маркировкой «ЦИСТАМИН 0,2 - 6 таблеток «в пенале находились два фрагмента таблетки и небольшое количество порошка желтого цвета».

На вскрытии обнаружено: резкое полнокровие паренхиматозных органов, жидкая кровь в полостях сердца и сосудах; точечные кровоизлияния под висцеральной плеврой междолевых промежутков и задней поверхности обеих легких и под эпикардом задней поверхности предсердий; отёк головного мозга и подпаутинного пространства. Других изменений со стороны внутренних органов и систем не выявлено. Кусочки всех внутренних органов были взяты на гистологическое исследование, срезы окрашивались гематоксилин-эозином.

Гистологически: выраженное полнокровие паренхиматозных органов; перицеллюлярный и периваскулярный отек головного мозга и его мягкой обо - лочки. Микроскопическое исследование других внутренних органов показало их нормальное строение.

При судебно-химическом исследовании фрагментов таблетки и порошка из пенала с маркировкой « ЦИСТАМИН...» они идентифицированы как цистамин.

В крови и моче из трупа Т. также обнаружен цистамин.

На основании проведенных исследований выставлен диагноз: острое пероральное отравление цистамином. Признаки быстро наступившей смерти в виде точечных кровоизлияний под висцеральную плевру и эпикард, жидкое состояние крови. Полнокровие внутренних органов.

Из литературы известно, что аминотиолы оказывают профилактическое радиозащитное действие при остром лучевом поражении, повышая устойчивость организма к действию ионизирующей радиации (Машковский М.Д. 1988) и входит в состав аптечки индивидуальной АИ-1, АИ-2.

Одним из противопоказаний к применению цистамина дигидрохлорида является острая недостаточность сердечно-сосудистой системы в связи с тем, что он обладает гипотензивным действием (Машковский М.Д. ,1988 7.» Вероятно, токсическое опьянение - наступающее с резким падением кровяного давления и появления сонливости при употреблении этого препарата и привлекли внимание умершего.

похожие статьи

Судебно-медицинская экспертиза смертельных отравлений клозапином / Иванова Н.А. — 2015.

Морфологические изменения в миокарде при острых отравлениях клозапином / Сундуков Д.В., Романова О.Л., Баринов Е.Х. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017. — №16. — С. 81-84.

Редкий случай смерти от комбинированного отравления этиловым спиртом и лекарственным препаратом «Лирика» / Бадяев В.В., Шульга И.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017. — №16. — С. 8-10.

Бытовые отравления лекарствами у детей / Бронштейн Е.З., Лосева Е.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №2. — С. 26-27.

Смерть от введения релаксанта / Ушаков В.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №1. — С. 48-49.

Механизм наступления смерти при ингаляции бутана / Клевно В.А., Тархнишвили Г.С. // Судебная медицина. — 2018. — №4. — С. 27-29.

Изучение комбинированного применения алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ с целью потенцирования клинических эффектов / Павлова А.З., Ларев З.В., Калёкин Р.А., Орлова А.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018. — №17. — С. 235-237.

Патология энцефалитов при хронических опийных наркоманиях в дифференциально-диагностическом отношении с иными очаговыми поражениями головного мозга / Гомонова И.Ю., Богомолов Д.В., Кульбицкий Б.Н. // Судебная медицина. — 2016. — №1. — С. 31-34.

Острое ингаляционное отравление подростка / Яшков Е.П., Солдатенко Л.Е., Малыш А.В., Костанова Е.П., Морозов Ю.Е. // Медицинская экспертиза и право. — 2009. — №1. — С. 43-45.

Оценка клинической и психопатологической симптоматики у пациентов-потребителей «дизайнерских» наркотиков / Щупак А.Ю., Юхно В.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017. — №16. — С. 97-99.