Необычный способ расчленения трупа

/ Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2000 — №3. — С. 38-40.

ссылка на эту страницу

При исследовании рубленых повреждений трубчатых костей (экспертиза расчлененных останков) мы столкнулись с необычным видом разрубов. Имеющимся объемом проведенных исследований мы выявили следующие особенности:

  • - множественные поверхностные насечки (5-9), локализованные преимущественно по одной из поверхностей кости
  • - отсутствие на мягких тканях из области расчленения костных осколков
  • - плоскость разруба проходила под углом в пределах 45-60 градусов к длиннику кости
  • - разруб пересекал от 1/2 до 2/3 диаметра кости

Собственно разруб имел ступенчатую форму. Первая ступень — углообразная, шириной около 0,1 см, равномерная на протяжении, угол ее приближается к 90 градусам; вторая и третья ступени разруба менее выражены, скруглены, ширина их 0,04-0,08 см. Плоскость разруба дугообразно изгибается: вначале разруба она практически перпендикулярна, далее изгибается и переходит в зону долома под углом около 36-45 грудусов. По всей плоскости раз руба прослеживались множественные, поверхностные чередующиеся валики и борозды (трассы). Что наиболее примечательно, трассы переходили через описанные ступени разруба без смещения. То есть, каждая трасса переходила через ступени, не прерываясь, лишь становясь несколько менее выраженной в зоне изгиба.

Несомненно, рубящий следообразующий объект был острым, по разрубу было нанесено не менее трех ударов, сформировавших плоскость разруба. Оставался неясным механизм разрушения кости, техника удара.

С целью расширения знаний в этой области в ОМК ХКБ СМЭ был и предприняты экспериментальные исследования рубленых повреждений длинных трубчатых костей. Проведено несколько серий опытов, в которых использовались топоры со острой режущей кромкой. Удары во всех экспериментах наносилось под углом 35-60 градусов к повреждаемой поверхности. С целью упрощения экспериментов удары наносились только по зоне диафиза (в среднюю треть) костей. В качестве повреждаемых объектов использовались конечности биоманекенов. Исследовались только крупные трубчатые кости: плечевая, бедренная и большеберцовая. Серии ударов наносились по замороженным и не замороженным конечностям (трупное окоченение в них разрешалось искусственно):

  • Удары наносились плечевым ударом (первая серия).
  • Во второй серии экспериментов лезвие топора плотно прижималось к мягким тканям, последовательно наносились по обуху топора удары киянкой.

Полученные в эксперименте повреждения исследовались, далее поврежденные кости изымались и очищались методом биологической мацерации. Очищенные кости высушивались, производилась реконструкция и сопоставление отломков (осколков и фрагментов ) с последующей фиксацией. Экспериментальные повреждения контрастировались. Исследование проводилось метрическим и стереоскопическим способом.

В обеих сериях на нависающих концах разрубах выявлены множественные растрескивания, направленные вдоль длинной оси кости. То есть, все костные отломки и осколки, обнаруженные в зоне повреждения, образовались при разрушении нависающего конца. Скошенные концы разрубов существенно отличались.

В первой серии (6 ударов) дугообразные или линейные косые разрубы, с пересечением кости на ширину более S формировались только на скошенном конце разруба и при следующих условиях:

  • - нанесение удара произведено со значительной силой
  • - на не замороженных трупах только при наличии плотной подложки в зон е удара
  • - на замороженных трупах - или с подложкой или при условии плотной фиксации кости (по типу консоли).

Все разрубы имели нежные множественные трасы, однако ступенчатость, обнаруженная на оригинальном разрубе получить не удалось.

Во второй серии ( 5 ударов ) дугообразные или линейные косые разрубы, с пересечением кости на ширину более S формировались только на скошенном конце разруба, выявилась ступенчатость, аналогичная имеющейся на оригинальном разрубе. Однако, на скошенном конце разруба, контрастированием выявлены множественные продольные длиннику кости трещины.

Исходя из характера полученных экспериментально повреждений, была проведена следующая (третья) серия экспериментов. В качестве повреждаемых объектов использовались конечности биоманекенов. Использовался топор с острой режущей кромкой. Удары наносилось под углом 35-60 градусов к повреждаемой поверхности. Исследовались только крупные трубчатые кости: плечевая, бедренная и большеберцовая. Сери и ударов наносились по замороженным и не замороженным конечностям (трупное окоченение в них разрешалось искусственно). Удары наносились по предварительно разрушенной кости. Отступая на 1,0 -2,5 см от края перелома/разруба, лезвие топора плотно прижималось к мягким тканям (или непосредственно к кости), и, далее, последовательно наносились по обуху топора удары киянкой.

Очистка и подготовка и исследование кост и проводилась выше указанным способом. В ходе нанесения ударов киянкой, костные отломки отлетали на значительное расстояние. Это связано с тем, что мягкие ткани плотно к отломкам не примыкали, и, соответственно, фиксация их была слабой. Скошенный конец разруба, по описанным выше критериям, полностью соответствовал оригинальным повреждениям. Что примечательно, на замороженных биоманекенах можно было нанести большее количество ударов по топор у (5-6) и растрескивания не возникало.

Таким образом, проведя серию экспериментальных исследований, мы предположили следующие обстоятельства расчленения. Либо по причине перемерзания трупа, либо по причине отсутствия каких либо навыков во владении топором, по месту предполагаемого расчленения было нанесено множество ударов. Сформировался перелом кости, который рубящий человек не заметил (что подтверждает версию о перемерзании тканей). Далее, при помощи помощника по приставленном у к кости топору, по его обуху, были нанесены последовательные удары, отчленившие конечность.

похожие статьи

Проникающее ранение живота торцевой частью разрушенного дождевого зонта / Породенко В.А., Макущенко Ю.В., Козин О.Ю., Платонов А.А. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 46-49.

Идентификация обуха топора по повреждениям на черепе / Джемс-Леви Д.Е. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 46-47.

Судебно-медицинская диагностика повреждений, причиненных плоскими колюще-рубящими предметами (комплексное экспериментальное исследование одежды и кожного покрова) / Шадыжева Л.В. — 1993.

Морфологические особенности повреждений костей свода черепа штыковой лопатой / Сопнев А.В., Шиловский Н.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 134-136.

Морфологические особенности повреждений мягких тканей головы штыковой лопатой / Сопнев А.В., Шиловский Н.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 132-134.

больше материалов в каталогах

Повреждения рубящими предметами