Проба с глицерином — новый способ выявления пороха и его остатков в зоне огнестрельного повреждения

/ Эйдлин Л.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1961 — №4. — С. 22-26.

Эйдлин Л.М. Проба с глицерином — новый способ выявления пороха и его остатков в зоне огнестрельного повреждения

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. Л.М. Эйдлин) Самаркандского медицинского института имени И.П. Павлова

Поступила в редакцию 3/Х 1960 г.

ссылка на эту страницу

Для установления наличия пороха или его остатков в судебномедицинской практике наиболее убедительной является проба на вспышку с последующим изучением под микроскопом остатка, образующегося после сгорания.

Однако исследуемая частица в момент вспышки нередко отбрасывается и остатки ее теряются, а иногда и сама вспышка бывает недостаточно отчетливой. Это делает целесообразным изучение микроструктуры остатков порохов не путем их прямого сжигания, а путем предварительного растворения в жидкости, последующего выпаривания и изучения под микроскопом возникающего при этом сухого остатка. С этой целью и может быть использован глицерин.

На предметное стекло, ближе к одному из концов, наносят иглой каплю глицерина, в нее погружают пороховое зерно. Стекло, нагревают спиртовой горелкой до закипания глицерина и растворения пороха, который окрашивает глицерин в желто-зеленоватый цвет. При дальнейшем нагревании на стекле остается сухое желто-бурое пятно, которое и подвергают исследованию под микроскопом. При этом можно видеть своеобразные картины.


Рис. l. Микроструктура зерен бездымного
пороха (I) и их остатков (II) при пробе с
глицерином. Об. 40, ок. 7.
а, г - порах винтовочный, тяжелый;
б, д - порах вискозный, пистолетный;
в - порох пистолетный (патрон
малокалиберной винтовки;
е - порох пистолетный.

В сухом остатке винтовочного тяжелого пороха выявляются на желтоватом фоне, более концентрированном по периферии, довольно крупные различной величины и формы частицы темно-коричневого, местами почти черного цвета, с бугристой поверхностью и слабо дифференцированной структурой (рис. 1, I, а).

В сухом остатке вискозного пистолетного пороха частицы местами концентрируются в группы* создавая впечатление ломаных линий или неправильно петлистой сети. Они складываются из черных или темно- коричневых и темно-серых, а местами светло-серых зерен, границы между которыми довольно отчетливо выражены (см. рис. 1, I, б).

В сухом остатке пороха из патрона малокалиберной винтовки «ТОЗ» видны светло-серые различной величины и формы мелкозернистые образования. Они складываются из очень мелких круглых зернышек и располагаются чаще изолированно, не соприкасаясь с мелкими и крупными угольно-черными частицами. Последние выявляются здесь в значительно больших количествах, чем в других образцах пороха (см. рис. 1, I, в).

Если сжечь пороховые зерна, то с полученным от сгорания остатком проба с глицерином также позволяет выявить своеобразные микроструктуры. Остаток сгоревших пороховых зерен винтовочного тяжелого пороха состоит из различной величины и формы крупных темно-коричневых частиц. Они имеют крупнозернистое строение, интенсивно окрашенные зерна чередуются с более светлыми. Местами темно окрашенные зерна сливаются, образуя более крупные глыбки (см. рис. 1, II, г).

В остатке сгоревшего вискозного пистолетного пороха видны различной величины и формы зернистые частицы. Составляющие их темно- коричневые и серые зерна крупны и имеют заметно выраженные границы (см. рис. 1, II, д).

Порох из патрона малокалиберной винтовки после сгорания дает много темно-коричневых и угольно-черных различной величины и формы частиц (см. рис. 1, II, е).

Таким образом, глицериновая проба выявляет известное своеобразие остатков, образующихся после сгорания различных сортов бездымного пороха.

В условиях экспертизы обычно приходится доказывать наличие пороха при обнаружении в зоне огнестрельного повреждения мелких частиц, напоминающих пороховые зерна или их остатки. Чтобы проверить возможность использования для этого пробы с глицерином, производили выстрелы в полотняные мишени из боевой винтовки, пистолета «ТТ» и малокалиберной винтовки «ТОЗ».

Только при выстрелах из пистолета «ТТ», когда фигурировал ви скозный пистолетный порох, в окружности огнестрельного отверстия были хорошо заметны палочкообразные остатки пороховых зерен. Во всех же прочих случаях они были настолько малы, что были видны лишь в лупу, причем внешне каких-либо характерных для остатков пороха особенностей не выявлялось.

Проба с глицерином с изъятыми из мишени частицами винтовочного тяжелого пороха не выявляла крупных образований. Заметны были темно- и светло-коричневые зернышки, местами в виде групп различной формы и протяженности, создававшие в совокупности впечатление сетчатой структуры (рис. 2, а).

Изъятые из мишени частицы вискозного пистолетного пороха при пробе с глицерином представлялись в виде скопления темно- и светлосерых зернышек. Местами они складывались в небольшие пятна и полоски, создающие в совокупности впечатление сетчатой структуры (см. рис. 2, б).

В изъятых из мишени остатках пороховых зерен из патрона малокалиберной винтовки выявлялось много различной формы крупных и

Микроструктура частиц бездымного пороха, изъятых из мишени при пробе с глицерином.

порох пистолетный (патрон малокалиберной винтовки)

Рис. 2. Микроструктура частиц бездымного пороха, изъятых из мишени при пробе с глицерином. Об. 40, ок. 7.
а — порох винтовочный, тяжелый; б порох вискозный, пистолетный; в — порох пистолетный (патрон малокалиберной винтовки).

мелких черных частиц. Серых зернышек, как при других сортах пороха, не было (см. рис. 2, в).

Из сказанного видно, что у различных сортов бездымного пороха и остатков их проба с глицерином выявляет своеобразные структурные детали, которых не имеют другие вещества (целлулоид), что позволяет говорить о специфичности этих микроструктур.

Чрезвычайно своеобразные картины строения пороховых зерен и их остатков наблюдались при пробе с глицерином у дымного пороха. Пороховое зерно распадалось на множество различной величины и формы черных частиц. Каждая из них была окружена ободком, резко отграниченным по периферии черной линией, создававшей впечатление крупнозернистого образования (рис. 3, а).

При выполнении пробы с остатком дымного пороха, возникшим после поджигания спичкой, видно было своеобразное строение — много крупных и мелких различной формы черных частиц и бледно-буроватые полиморфные кристаллы в виде скоплений и одиночные. У некоторых из них концы представлялись как бы обломанными, у других выступала X-образная форма (см. рис. 3, б).

Остатки дымного охотничьего пороха на хлопчатобумажной мишени после выстрела с дистанции 60 см представляли собой, очень маленькие глыбки, обнаруживаемые при помощи лупы. При огромном количестве следов внедрения порошинок, представлявшихся в виде черных небольших пятнышек на полотне мишени и расположенном под ним белом картоне, найти сами порошинки не представлялось возможным. Нужно полагать, что они сгорали уже после внедрения в мишень. Однако в обнаруженных при помощи лупы мельчайших черных частицах проба с глицерином выявляла своеобразную микроструктуру — различной величины и формы черные частицы, больше по периферии пятна. Здесь они представлялись собранными дугообразно в окружении бледно- и темно-коричневых зернышек и палочек, лежащих одиночно или группами (см. рис. 3, в).

 

Микроструктура охотничьего дымного пороха при пробе с глицерином.

частица порошинки, изъятой из мишени

Рис. 3. Микроструктура охотничьего дымного пороха при пробе с глицерином. Об. 40, ок. 7.
а — пороховое зерно; б — сгоревшее пороховое зерно; в — частица порошинки, изъятой из мишени.

 

Выводы

1. Обработка зерен пороха или их остатков глицерином с последующим выпариванием последнего устанавливает при микроскопическом изучении своеобразную структуру получаемого при этом сухого остатка.

2. В отдельных сортах пороха могут выявляться при пробе с глицерином своеобразные детали микроскопического строения.

3. Проба с глицерином позволяет выявить своеобразную структуру как при обработке целых пороховых зерен, так и их остатков, возникших при сгорании пороха или при выстреле.

4. Устанавливаемые пробои с глицерином микроструктуры могут служить доказательством наличия пороха или его остатков.

похожие статьи

Оценка влияния длительности экспозиции в воде на сохранность дополнительных продуктов выстрела на мишени / Леонов С.В., Пинчук П.В., Степанов С.А. // Судебная медицина. — 2019. — №1. — С. 19-20.

Динамика и структура огнестрельной травмы / Кондрухова Е.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 66-68.

Характеристика танатогенеза при огнестрельной травме / Збруева Ю.В., Джуваляков П.Г., Богомолов Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 49-51.

Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз / Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Светлаков А.В., Емелин В.В., Кочоян А.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 4-8.

Практическое применение источника экспертного света «Светоч-Х» в работе медико-криминалистического отделения / Девятериков А.А., Куличкова Д.В., Шаповалова Е.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 70-73.

О практике использования в работе медико-криминалистического отдела бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области аппаратно-технического цифрового комплекса Keyence VHX-2000 / Безпалый Ю.Б., Золотенкова Г.В., Романько Н.А., Музипов Э.Р. // Судебная медицина. — 2015. — №1. — С. 39-41.

больше материалов в каталогах

Огнестрельные повреждения

Медико-криминалистические исследования