О некоторых особенностях колото-резаных повреждений в зависимости от механизма их образования

/ Загрядская А.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №2. — С. 3-7.

Загрядская А.П. О некоторых особенностях колото-резаных повреждений в зависимости от механизма их образования

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. А.И. Законов) Горьковского медицинского института имени С.М. Кирова

Поступила в редакцию 20/XII 1962 г.

УДК 616-001.41 + 016-001.441-079.6

ссылка на эту страницу

Известно, что по колото-резаной ране трудно судить о ширине примененного орудия. Это связано с тем обстоятельством, что длина повреждения нередко увеличивается за счет режущего действия, которое проявляется в основном при извлечении клинка [М. И. Райский; Н. В. Попов; В. М. Смольянинов, К.И. Татиев и В. Ф. Черваков; Гофран (Hofmann); Меркель (Merkel); Веркгартнер (Werkgartner) и др.].

Возникающие при этом дополнительные разрезы часто отходят под углом от основного повреждения. Гофман, Кларе (Ware) и др. образно называют их ответвлениями. Появление их объясняют изменением плоскости извлечения клинка вследствие поворота его вокруг своей оси или перемены положения тела раненого. Однако ни один из известных нам авторов не указывает на признаки различия основной и дополнительной частей раны, хотя, только исходя из особенностей основного разреза, можно сделать выводы о характере ранящего предмета, его поверхности, ширине, профиле сечения и т. п.

Ранее 1 мы отмечали некоторые отличительные особенности основного и дополнительного разрезов. При дальнейшем изучении удалось найти еще несколько дифференцирующих признаков. В настоящей статье мы обобщаем эти наблюдения.

Прежде всего необходимо отметить, что не в каждом колото-резаном ранении содержится отчетливый элемент резания. Если траектория движения руки, наносящей повреждение, во время введения и извлечения клинка одинакова, дополнительный разрез не возникает.

Однако, если при извлечении клинка она изменяется, имеет место элемент резания. Возникающий тогда дополнительный разрез может оказаться прямым продолжением основного и составит вместе с ним одну прямую линию. Но если клинок при извлечении поворачивается вокруг своей оси или имеют место движения раненого в момент нанесения ему раны, основной и дополнительный разрезы часто располагаются один к другому под тупым углом.

Дополнительный разрез может отходить от конца основной части раны или несколько отступя от него, от одного из краев повреждения. В таких случаях некоторые исследователи соответствующий конец раны сравнивают с фигурой ласточкиного хвоста [Прокоп (Ргокор)].

Какой-либо определенной связи между длинами основного и дополнительного повреждения не существует. В зависимости от силы удара, траектории движения руки, удерживающей клинок, глубины канала и сопротивления рассекаемых тканей дополнительная часть раны может быть больше или меньше основной.

Прежде чем перейти к описанию признаков, отличающих основную часть раны от дополнительной, нужно отметить следующее.

Вследствие посмертных процессов и главным образом высыхания, а также в связи с определенным расположением эластических волокон форма кожных ран на трупе, как правило, искажается. Повреждения представляются зияющими, часто с плотными подсохшими краями. В них трудно выделить основную и дополнительную части.

Разволокнение концов нитей по ходу
Рис. 1. Разволокнение концов нитей по ходу
дополнительного разреза на одежде.

Поэтому после осмотра, описания и фотографирования повреждений кожи и других тканей по ходу канала целесообразно продолжить их детальное изучение с применением непосредственной микроскопии и других методик на препаратах, изъятых при вскрытии. Для восстановления формы кожной раны мы обычно пользуемся методикой Веркгартнера. Лоскуты кожи с повреждениями помещают в воду, однако не на несколько часов или сутки, как советует Веркгартнер, а на срок не более 1—2 часов, в зависимости от степени высыхания. Длительное вымачивание ведет к исчезновению некоторых важных особенностей (например, кровоизлияний). После того как становится возможным легко сблизить края и восстановить форму раны, мы считаем ее подготовленной для детального изучения.

Поврежденные участки других тканей по ходу канала тоже целесообразно на короткое время поместить в воду с целью удаления пропитывающей их крови.

В зависимости от заточки клинка соответствующий конец основного разреза на материалах одежды, коже и других органах и тканях до ходу канала может быть остроугольным (при двусторонней заточке или очень тонких, меньше 1 мм, обушках) и закругленным или П-образным (при односторонней заточке клинка). При непосредственной микроскопии повреждения легко выявить надрывы и надрезы. При ударе с упором на обушок отмечается характерная скошенность этого конца. В окружности обнаруживается осаднение и иногда кровоизлияние.

Конец дополнительной части раны всегда остроугольный, иногда спереходом в надрез или царапину.

В окружности ровных и гладких краев (одного или обоих) основного повреждения могут быть осаднения. При наклонном положении клинка в момент удара соответствующий край может быть скошенным, пологим, в то время как противоположный — обрывистым, нависшим над первым. Эти признаки не замечаются по ходу дополнительного разреза.

При полном погружении клинка, имеющего выступ в сторону лезвия (бородку), от удара последней часто появляется своеобразный округлый участок осаднения размером не больше 2×2 мм и 2x3 мм по ходу одного из краев раны на границе основной и дополнительной частей. На верхних слоях одежды ему иногда соответствует точечный разрыв или вдавление и примятость поверхностных нитей.

На одежде отличие основного разреза от дополнительного можно установить, в частности, по состоянию концов пересеченных нитей. Ровным, несколько погруженным в глубину повреждения концам по ходу основной части соответствуют разволокнена, выступающие кнаружи концы нитей дополнительного разреза. Наиболее отчетливо этот признак заметен у конца дополнительного повреждения и меньше — в его начальной части (рис. 1). Пропитывание кровью в значительной степени может стереть разницу в состоянии концов пересеченных нитей основного и дополнительного разрезов, но полностью ее обычно не уничтожает.

Рис. 2. Множественные побочные
повреждения.
Рис. 3. Побочное повреждение на границе
основного и дополнительного разрезов.

 

В момент введения клинок довольно плотно охватывается рассекаемыми частями одежды, кожей и другими тканями. Поэтому по всей своей длине до уровня погружения он обтирается о них, оставляя на краях основного разреза ржавчину. При извлечении лезвие рассекает ткани, размеры повреждения увеличиваются, однако плотного охватывания клинка и отложения ржавчины не происходит. Видимо, имеет значение также смачивание кровью и обволакивание жиром погруженного в тело клинка, что может препятствовать отложению ржавчины при его извлечении. Ржавчину по краям повреждения, легко выявить химическим (проба Пэрлса на окисное и проба Тирмана на закисное железо), электрографическим и контактно-диффузионным методами. Интенсивность и характер отложения ржавчины зависят от особенностей поверхности клинка, его формы, заточки и механизм а действия. Часто значительные наслоения ее мы отмечали вокруг конца, соответствующего обушку ножа, и в противоположной концевой части повреждения, т. е. в месте перехода в дополнительный разрез.

При ранениях брюшной полости с повреждением кишечника мы иногда наблюдали на внутренней поверхности одежды, особенно ее нижних слоев, по ходу дополнительного разреза при отсутствии интенсивного кровяного пропитывания отложение кишечного содержимого. Оно возникало вследствие обтирания извлекаемого ножа о края дополнительного разреза и, разумеется, не могло располагаться по ходу основной части повреждения.

В отдельных случаях на тканях одежды на некотором расстоянии от основного разреза располагаются одно или несколько незначительных по размерам обособленных повреждений. Чаще они наблюдаются только на верхнем слое одежды, но иногда, уменьшаясь в размерах, встречаются и на последующих слоях. В ряде случаев, наоборот, на верхнем слое они отсутствуют и обнаруживаются только на одном из самых нижних слоев (рис. 2).

Не найдя объяснения в литературе, мы провели специальные эксперименты и выяснили, что такие повреждения, названные нами в отличие от «классических дополнительных разрезов побочными, возникают в связи с режущим действием лезвия только в момент погружения клинка. Одежда при этом втягивается и собирается в складки. На вершине одной или ряда таких складок лезвие разрезает ткань. По извлечении клинка и расправлении складок оказывается, что возникшие побочные разрезы (один или несколько) располагаются вблизи от того угла повреждения, который образован лезвием, однако на некотором расстоянии от него.

В наших опытах указанные побочные повреждения чаще появлялись при использовании ножей со сломанными или сильно затупленными, закругленными концами, при введении которых через одежду требовалось, значительное усилие. Ни в экспериментах, ни в случаях из практики мы не наблюдали побочных разрезов на коже, хотя при использовании таких ножей она тоже сильно втягивалась и собиралась в складки. По-видимому, это можно объяснить ее эластичностью.

В ряде случаев наряду с побочными повреждениями на тканях одежды был выраженный дополнительный разрез, возникший при извлечении клинка. При этом побочные повреждения располагались, как обычно, вблизи конца основного разреза и оказывались, таким образом, на границе с дополнительным (рис. 3).

Побочные повреждения имеют экспертное значение. Их локализация и направление указывают на расположение лезвия в момент удара. В связи с этим в ранениях с выраженным элементом резания побочные повреждения могут быть использованы для отличия основного разреза от дополнительного.

Выводы

  1. В колото-резаном ранении, кроме основного повреждения, возникающего при погружении клинка, иногда наблюдаются: а) дополнительный разрез, который возникает вследствие режущего действия лезвия при извлечении; он непосредственно соединен с основным повреждением, в ряде случаев отходя от него под углом; б) побочные разрезы (один или несколько), располагающиеся на некотором расстоянии от основного повреждения: механизм их образования тоже связан с разрезом, однако не при извлечении клинка из раны, а при его введении.
  2. Дополнительные разрезы могут возникать как на одежде, так и на коже и других тканях тела по ходу раневого канала, побочные — только на одежде и в тех случаях, когда ткани ее втягиваются клинком по ходу его введения, собираются в складки и на верхушках их разрезаются.
  3. Заключение о характере использованного для ранения клинка базируется на особенностях основной части повреждения, для отличия которой от дополнительной рекомендуется принять во. внимание следующие признаки.
    • А. У основного разреза: а) при действии ножа с обушком — закругленный или П-образный соответствующий конец раны, иногда с надрывами и надрезами гранями, с осаднением и кровоизлиянием в окружности; б) осаднение кожи по ходу одного или обоих краев (в зависимости от положения ножа в момент удара), иногда скошенность одного края; в) при погружении клинка на полную длину — характерное локальное осаднение кожи бородкой вблизи концевой части разреза (на границе с дополнительным), точечные разрывы, вдавление и примятость поверхностных нитей на тканях одежды; г) ровные концы, обращенные внутрь раны, концы перерезанных волокон одежды; д) отложение ржавчины с поверхности клинка (на краях и концах); е) побочные повреждения на одежде, располагающиеся на границе с дополнительным разрезом.
    • Б. У дополнительного разреза: а) всегда остроугольный конец, соответственно действию лезвия, часто переходящий в надрез или царапину; б) отсутствие осаднения вокруг конца и по ходу краев; в) разлохмачивание концов пересеченных волокон одежды и направление их кнаружи от повреждения, особенно в его концевой части; г) отсутствие отложения ржавчины; д) при ранениях кишечника — загрязнение его содержимым краев разрезов одежды (на ее внутренней поверхности, •особенно на ближайших к телу слоях).
  4. Для выявления особенностей основного и дополнительного разрезов, отличающих их друг от друга, и суждения о свойствах клинка по характеру основной части требуется детальное изучение всех повреждений тела и одежды по ходу раневого канала с использованием непосредственной микроскопии и других методик.

 

1 Вопросы судебно-медицинской экспертизы и криминалистики. Горький, 1959, стр. 130—141.

похожие статьи

Судебно-медицинские и клинико-анатомические аспекты диагностики колото-резаных повреждений диафрагмы / Амарантов Д.Г., Светлаков А.В., Нагорнов М.Н., Заривчацкий М.Ф., Холодарь А.А., Нагаев А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №4. — С. 5-9.

О несмертельном дистанционном ранении колюще-режущим орудием (наблюдение из практики) / Карпов Д.А., Чернов И.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 67-70.

Случай проникающего колото-резаного повреждения грудной клетки с отсроченным развитием обильной кровопотери / Девятериков А.А., Остапенко Л.С., Плотников А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 55-60.

Определение частоты колото-резаных повреждений внутренних органов и условий их причинения / Девятериков А.А., Куличкова Д.В., Власюк И.В. // Судебная медицина. — 2020. — №3. — С. 27-30.

Выявление признаков повторной травматизации при колото-резаных повреждениях костей / Кислов М.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 63-65.

больше материалов в каталогах

Повреждения колюще-режущими предметами