О количестве выстрелов при множественных огнестрельных повреждениях

/ Соколов Е.Я. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №3. — С. 43-44.

Соколов Е.Я. О количестве выстрелов при множественных огнестрельных повреждениях

Кафедра судебной медицины (зав. — доц. В.Я. Карякин) Саратовского медицинского института и Саратовское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. — З.Ф. Резаева)

Поступила 26/III 1964 г.

УДК 616.001.45-031.81-079.61

ссылка на эту страницу

Локализация множественных пулевых отверстий иногда бывает настолько необычной, что вначале возникает мысль о причинении их несколькими выстрелами. Такой случай из нашей практики мы приводим.

При исследовании трупа на передней поверхности правой половины грудной клетки, на уровне VII ребра по сосковой линии, обнаружено 'Отверстие овальной формы размером 1,3×1 см с пояском осаднения, более выраженным у нижненаружного края, и дефектом ткани. На переднебоковой поверхности левой половины грудной клетки, на уровне V ребра, по передней подмышечной линии, располагалось второе отверстие размером 2,5×1,7 см, неправильной формы, с неровными краями и надрывами кожи длиной 0,4 и 0,6 см, без дефекта ткани. Оба от верстия соединялись каналом, направленным справа налево, снизу вверх и несколько спереди назад, проходящим через хрящевую часть VII ребра справа, нижнюю долю правого легкого, сердце, верхнюю долю левого легкого и V ребро слева, с желобообразным повреждением печени.



Направления раневых каналов.
А — при вертикальном положении
туловища и опущенных вниз руках;
Б — при несколько согнутом туловище,
приведенной правой и отведенной левой
руке.

На правом плече имелось 2 отверстия округлой формы, диаметром 0,7 см каждое, с красными поясками осаднения и дефектами ткани. Одно из них располагалось на задненаружной поверхности плеча, на 2,5 см кверху от локтевого сгиба, второе — на передневнутренней по верхности, на 1,5 см выше уровня первого. Отверстия соединялись каналом, проходящим через мягкие ткани справа налево и несколько снизу вверх и сзади наперед.

На задневнутренней поверхности левого плеча, на границе верх ней и средней его трети, имелось отверстие овальной формы с ровными осадненными краями размером 0,9×0,7 см и дефектом ткани. На наружной поверхности этого же плеча, на 3,5 см ниже уровня описанного отверстия,. располагалось другое отверстие неправильной формы, размером 1,4Х1,1 см, с неровными краями и надрывами кожи, без дефекта ткани. Раневой канал проходил через мышцы в направлении справа налево, сверху вниз и сзади наперед.

Таким образом, при вертикальном положении туловища с вытянутыми вниз руками раневые каналы имели совершенно различные направления (см. рисунок, А). Это позволяло предполагать, что они причинены несколькими выстрелами. В то же время следовало объяснить наличие на правом плече двух совершенно одинаковых по характеру и размерам повреждений, одно из которых являлось входным, второе — выходным. Выходное пулевое отверстие могло иметь признаки входного (дефект ткани, поясок ушиба) лишь при соприкосновении кожи этой области с какой-либо плотной поверхностью, какой могла быть грудная клетка пострадавшего. В связи с этим проверяли возможность причинения всех повреждений одним выстрелом. Совмещали направления раневых каналов, придавая туловищу и верхним конечностям различные положения. Соответствующее положение было найдено (см. рисунок, Б). При плотном прижатии правого плеча к переднебоковой поверхности правой половины грудной клетки и резком отведении левой руки в сторону (при супинированной кисти) раневые каналы в правом плече, грудной клетке и левом плече располагались на одной прямой линии с входным отверстием на задненаружной поверхности правого плеча и выходным — на наружной поверхности левого плеча. Признаков выстрела с близкого расстояния не найдено.

На основании изложенного сделан вывод о причинении всех повреждений одним выстрелом, что впоследствии было подтверждено следственными данными. Таким образом, для решения вопроса о количестве выстрелов, причинивших повреждения, значение имеют не только свойства и локализация ран, но и поза пострадавшего в момент выстрела.

похожие статьи

Изменение траектории огнестрельного снаряда при преодолении преграды из триплексного стекла / Сухарева М.А., Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 139-141.

Method of definition of the mutual disposition of an injured person and an AK-74 submachine gun at the moment of wounding: handbook for forensic medical examiners, criminologists and lawyers / Kozachenko I. — 2019.

Методика определения взаимного расположения пострадавшего и оружия при ранении из автомата AK-74 : Пособие для судебно-медицинских экспертов, криминалистов и юристов. (Авторизованный перевод с английского) / Козаченко И.Н. — 2019.

Возможности виртуальной аутопсии при огнестрельной травме / Клевно В.А., Чумакова Ю.В., Павлик Д.П., Дуброва С.Э. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 33-38.

Редкий случай самопричинения огнестрельного повреждения самодельным стреляющим устройством с последующим возгоранием помещения / Дю Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 41-47.

больше материалов в каталогах

Повреждения пулями