О новом симптоме при механической странгуляционной асфиксии

/ Чертовских А.А., Тучик Е.С., Асташкина О.Г. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2014 — №14. — С. 98-100.

Чертовских А.А., Тучик Е.С., Асташкина О.Г. О новом симптоме при механической странгуляционной асфиксии

ГБУЗ г. Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. – д.м.н., проф. Е.М. Кильдюшов) Департамента здравоохранения города Москвы»

ссылка на эту страницу

Многочисленные ученые неоднократно подчеркивали тот факт, что при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы течение асфиксии может быть прервано остановкой сердца на любой стадии, например, в результате воздействия на рефлекторные зоны шеи, а именно – при раздражении слизистой оболочки верхних дыхательных путей или синокаротидной зоны. И тогда закономерно встречаем ситуацию, когда общеасфиктические и видовые признаки либо отсутствуют, либо настолько слабо выражены, что их наличие подвергается сомнению. Нельзя забывать о многочисленных случаях, когда имеет место смерть при неясных обстоятельствах или, в частности, при раннем снятии петли после повешения, либо при использовании мягкой широкой петли, когда на шее странгуляционная борозда бывает слабо выражена или же вообще отсутствует.

Вышесказанное заставляет нас обращать пристальное внимание на каждый видовой и общеасфиктический признак, отдавая предпочтение тем из них, которые обладают бóльшим сродством к асфиксии и малой встречаемостью при других состояниях.

Странгуляционная асфиксия сопровождается резкой венозной гипертензией и нарушениями микроциркуляции, результатом чего являются такие признаки, как, например, пятна Тардье. Действительно, наложение петли на шею сопровождается пережатием в первую очередь ее вен, так как артерии, в которых кровь течет под значительным давлением, менее подвержены этому. Мы можем ожидать их полного пережатия только при «полном» повешении, или «неполном», но когда значительная масса тела «давит» на петлю.

Не следует забывать о значительной гипертензии в системе полых вен, которая возникает вследствие затруднения дыхательных движений и автоматического увеличения внутригрудного и внутрибрюшного давления.

Можно утверждать, что наложение петли на шею всегда, даже в случаях неполного повешения, когда человек практически лежит и на петлю воздействует всего лишь масса головы, прекращает кровоток по магистральным венам шеи, но не обязательно пережимает магистральные артерии и воздухоносные пути. Но независимо от этого, следствием вышеприведенных причин всегда будет выраженный венозный застой в голове, более или менее выраженные микроциркуляторные нарушения вследствие общей гипоксии и различной степени интенсивности гипертензия в системе полых вен.

К гипофизу приток крови осуществляется от артериального круга и от внутренней сонной артерии, отчасти от оболочечных артерий. Венозный отток осуществляется по венам «воронки» от области нижней стенки третьего желудочка в толщу гипофиза, где, в свою очередь, кровь распространяется по капиллярам, те соединяются в более крупные стволики, и кровь направляется в пещеристую и межпещеристую пазухи, образующие таким путем бóльшую пазуху, окружающую гипофиз практически со всех сторон. Венозное кольцо, образованное вокруг гипофиза пещеристой пазухой, – особый комплекс, играющий важную роль в регуляции внутричерепного тока венозной крови, в состав которого, кроме самой пазухи, входят внутренняя сонная артерия, нервные стволы и окружающая их соединительная ткань. Вследствие чего гипофиз всегда реагирует на любые изменения внутричерепного венозного давления и на нарушение кровотока по внутренним сонным артериям.

Для изучения состояния гипофиза при механической странгуляционной асфиксии нами проведено исследование 31 трупа лиц молодого (до 50 лет) и 19 трупов лиц пожилого возраста (от 50 до 90 лет) с достоверно установленной причиной смерти от повешения, результаты которых показали, что во всех случаях наблюдений в мягких мозговых оболочках гипофиза визуально определялось интенсивное кровоизлияние, от очагового до разлитого темно-красного, которое наиболее было визуально выражено на верхней поверхности и вокруг его ножки и в меньшей степени – на нижней поверхности, прилежащей к кости (гипофизарной ямке), и на боковых поверхностях, прилежащих к пещеристому синусу. Наряду с этим отмечалось хорошо заметное переполнение кровью пещеристого синуса, что приводило к «сдавлению» им гипофиза с боков, резкому расширению сосудов ножки гипофиза и кровоизлиянию под оболочку ножки, которые были подтверждены также гистологически. Данные изменения наблюдались у повешенных независимо от их возраста, уровня наложения петли и соматического статуса. Причем этот признак в виде триады (резкое полнокровие пещеристого синуса, сдавление гипофиза пещеристым синусом с кровоизлиянием в его капсулу, кровоизлияние в ножку гипофиза) нами не наблюдался при иных видах внезапной смерти и отравлениях. Таким образом, указанная триада является патогномоничной при повешении и может служить диагностическим критерием механической странгуляционной асфиксии.

Дальнейшие наблюдения показали, что наиболее интенсивно этот признак в виде описанной триады проявляется на трупах с наименьшей, то есть до суточной давности, смерти. Первым «разрешается» резкое венозное полнокровие пещеристого синуса, которое наблюдается с наибольшей интенсивностью проявления на трупах с давностью смерти менее 24 часов. У трупов повешенных с давностью смерти более суток оно значительно уменьшается, и визуально его может определить только эксперт, обладающий достаточным опытом. На трупах с начавшимися гнилостными изменениями полнокровие пещеристого синуса определить уже не представляется возможным вследствие естественного процесса гемолиза и имбибиции тканей кровью. Гипофиз и его ножка часто при этом с бурым прокрашиванием, которое хорошо маскирует кровоизлияния или же, наоборот, вводит в заблуждение эксперта относительно их наличия. Венозное полнокровие внутренних органов, имеющее место при некоторых видах смерти, также проявляется полнокровием гипофиза, при этом он выглядит достаточно «пестро», с участками темно-синего или фиолетово-красного цвета, которые, в свою очередь, могут быть ложно приняты за кровоизлияния. Хорошо помогает при этом обмывание гипофиза холодной водой, после которого даже на фоне бурого прокрашивания или полнокровия хорошо различимы вышеописанные кровоизлияния, являющиеся редуцированным признаком, наблюдающимся при асфиксии.

На основании изложенного можно утверждать, что вышеописанный признак является патогномоничным и высокоинформативным при повешении. Естественная его инволюция вследствие аутолиза тканей и гнилостных процессов все равно позволяет обнаружить такие отдельные его фрагменты, как кровоизлияния, служащие дополнительным надежным диагностическим критерием механической странгуляционной асфиксии даже в сложных случаях.

похожие статьи

Редкий случай травмы шеи при извлечении тела из воды / Виндгассен М., Ресслер Л., Тсокос М., Эстерхельвег Л. // Судебная медицина. — 2019. — №4. — С. 32-33.

Морфологические артефакты в диагностике странгуляционной асфиксии / Молин Ю.А., Андреев А.А., Воронцов Г.А. // Судебная медицина. — 2019. — №1. — С. 40-41.

Гистологическое доказательство странгуляционной асфиксии / Пермяков А.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 12-14.

Исследование странгуляционной борозды методом эмиссионного спектрального анализа / Ананьев Г.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 8-12.

Судебно-медицинская оценка некоторых признаков странгуляционной борозды при удавлении петлей / Мишин Е.С. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №2. — С. 12-13.

больше материалов в каталогах

Странгуляционная асфиксия