К вопросу о морфологических признаках кожных ран в зависимости от особенностей заточки лезвия рубящих объектов

/ Саркисян Б.А., Карпов Д.А., Решетов А.В. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Саркисян Б.А., Карпов Д.А., Решетов А.В. К вопросу о морфологических признаках кожных ран в зависимости от особенностей заточки лезвия рубящих объектов

(Барнаул)

ссылка на эту страницу

Рубленые повреждения тканей тела человека являются одними из традиционных объектов судебно-медицинской экспертизы следов от действия острых объектов. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов, в которых изложены типичные морфологические признаки и вопросы механогенеза рубленых повреждений (И.В. Скопин, 1960; П.П. Комаров, Н.С. Эделев, 1992; А.В. Сопнев, Н.А. Шиловский, 1996 и др.).

Значимость идентификационных исследований определяется возможностью выявления и сравнения морфологических признаков частного характера, что позволяет проводить индивидуальную идентификацию травмирующего объекта. Принято считать, что наиболее благоприятными следовоспринимающими свойствами обладают хрящевая и костная ткани, на которых могут оставаться следы скольжения (И.В. Скопин, 1960; А.П. Загрядская, 1975; П.П. Комаров, Н.С. Эделев, 1992; А.В. Сопнев, Н.А. Шиловский, 1999).

При отсутствии следов скольжения на поверхности повреждений хрящей или кости экспертные выводы, в основном, сводятся к видовой или достаточно общей групповой характеристике признаков травмирующего объекта.

Для детализации общеизвестных и выявления новых морфологических признаков, а также уточнения их механогенеза нами проведены исследования экспериментальных ран кожи, образованных рубящими объектами с различными вариантами заточки лезвий. Для моделирования повреждений использовано 4 травмирующих орудия с прямыми лезвиями: 2 топора (орудия №1, №2) с углом заточки 400, шириной кромки лезвия 0,014 мм и 0,039 мм; 2 колуна (орудия №3, №4) с углом заточки 750, шириной кромки лезвия 0,014 мм и 0,12 мм. Определение углов заточки и ширины кромки лезвий проводилось по методике Д.А. Карпова, Б.А. Саркисяна (1999). Масса орудий доведена до единого значения и составила 2300 гр. Удары наносили жестко закрепленными орудиями с помощью маятникового копра, отведенного на 900, фронтальный угол 900. Воздействовали средней частью лезвий. Скорость воздействия и кинетическая энергия травмирующих объектов в точке касания поверхности преграды определялась расчетным методом, и составили соответственно: 3,2 м/сек и около 13 Дж. В качестве преграды использованы лоскуты кожи волосистой части головы, закрепленные на торцовой части деревянного манекена, сферическая поверхность которого имитирует свод черепа. Получено по 3 повреждения каждой серии.

Орудие №1. Кожные раны прямолинейной формы, сквозные, длиной 56-77 мм на наружной поверхности, с внутренней стороны – 34-67 мм. Края относительно ровные, с прерывистым нечетким осаднением до 0,1-1,5 мм. Все нависающие над просветом ран волосы пересечены у одного края. Поврежденные волосы разделены на одном уровне, поперечно, с мелкозубчатой поверхностью отделения. Стенки ран мелкобугристые, отвесные, с поперечно пересеченными стержнями волос, концы которых уплощенные. В центральных третях ран стержни волос пересечены у поверхности кожи, а в концевых третях – и в средних слоях кожи. В глубоких слоях на стенках ран луковицы волос уплощенные и изогнутые. Концы ран остроугольные, с пологими ребрами, без соединительно-тканных перемычек (СТП). У одного из концов в просвет раны выступают немногочисленные изогнутые волосы, луковицы которых расположены в одной стенке, а стержни выходят на поверхность кожи через другую стенку.

Орудие №2. Кожные раны прямолинейные, длиной 50-54 мм, с внутренней стороны – 40-45 мм. Края мелкозубчатые, с прерывистым нечетким осаднением до 1 мм. Волосы пересечены у одного края ран, поперечно, с мелкозубчатой поверхностью отделения. Стенки мелкобугристые, отвесные. На одной стенке выступают стержни пересеченных волос, вытянутые вниз, с уплощенными концами. В глубоких слоях кожи выступают уплощенные или смятые луковицы волос. На противоположной стенке видны немногочисленные уплощенные луковицы волос. Концы ран несколько закругленные, с пологими ребрами, немногочисленными СТП и перемычками из волос.

Орудие №3. Кожные раны прямолинейные, сквозные, длиной на наружной поверхности 46-48 мм, с внутренней стороны – 42-45 мм. Края относительно ровные, с неравномерным осаднением на 0,4-1,5 мм. Волосы пересечены у одного края ран. Поверхность отделения волос мелкозубчатая. Стенки мелкобугристые, незначительно скошенные. В поверхностных и средних слоях кожи на одной стенке выступают пересеченные стержни волос, вытянутые в просвет раны. Поверхность отделения волос зубчатая. В глубоких слоях кожи на стенках выступают уплощенные, изогнутые луковицы волос. На противоположной стенке выступают уплощенные, изогнутые луковицы волос. Концы ран близкие к остроугольным или закругленные, с пологими ребрами, с множественными СТП и немногочисленными перемычками из волос.

Орудие №4. Кожные раны прямолинейные, сквозные, длиной на наружной поверхности 43-46 мм, с внутренней стороны – 41-43 мм. Края мелкозубчатые, с неравномерным осаднением, до 1 мм в центральной трети ран и до 3,5 мм в концевых третях ран. На удалении до 3 мм от одного из краев стержни волос переломлены у поверхности кожи, и легко отделяются пучками при смещении. Поверхность отделения волос зубчатая. Стенки ран мелкобугристые, незначительно скошенные. На одной стенке выступают пересеченные стержни волос, вытянутые в просвет раны. Поверхность их отделения зубчатая. На противоположной стенке, преимущественно в глубоких слоях кожи, выступают немногочисленные уплощенные луковицы волос. Концы ран близкие к остроугольным или закругленные, ребра их близкие к отвесным, с немногочисленными СТП. У одних концов немногочисленные перемычки из волос, у противоположных концов выступают недеформированные луковицы волос.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что морфологические признаки ран имеют характерные отличия, обусловленные параметрами заточки лезвия рубящих орудий. Длина повреждений закономерно уменьшается с увеличением ширины кромки и угла заточки лезвия. Ровность краев повреждений находится в обратной зависимости от ширины кромки лезвия, а протяженность и выраженность зоны осаднения – в прямой зависимости от величины угла заточки лезвия. Топография и морфология повреждений стержней и луковиц волос на поверхности кожи и в стенках ран прямо зависит от затупленности кромки лезвия и увеличения угла его заточки.

Диагностика этих признаков расширяет возможности идентификации травмирующих объектов по общим групповым и узким групповым признакам.

похожие статьи

Проникающее ранение живота торцевой частью разрушенного дождевого зонта / Породенко В.А., Макущенко Ю.В., Козин О.Ю., Платонов А.А. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 46-49.

Идентификация обуха топора по повреждениям на черепе / Джемс-Леви Д.Е. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 46-47.

Судебно-медицинская диагностика повреждений, причиненных плоскими колюще-рубящими предметами (комплексное экспериментальное исследование одежды и кожного покрова) / Шадыжева Л.В. — 1993.

Морфологические особенности повреждений костей свода черепа штыковой лопатой / Сопнев А.В., Шиловский Н.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 134-136.

Морфологические особенности повреждений мягких тканей головы штыковой лопатой / Сопнев А.В., Шиловский Н.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 132-134.

больше материалов в каталогах

Повреждения рубящими предметами