К вопросу об установлении дистанции выстрела по особенностям огнестрельных повреждений длинных трубчатых костей малокалиберной безоболочечной пулей

/ Кобелев Ю.Г. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Кобелев Ю.Г. К вопросу об установлении дистанции выстрела по особенностям огнестрельных повреждений длинных трубчатых костей малокалиберной безоболочечной пулей

(Екатеринбург)

ссылка на эту страницу

Судебно-медицинская экспертиза огнестрельных повреждений является актуальной и сложной проблемой судебной медицины. Важность этого направления исследований подтверждается событиями последних лет, в течении которых наблюдается существенный рост количества преступлений, связанных с применением разных видов ручного огнестрельного оружия.

В настоящее время эта проблема актуализируется в связи с тем, что за последнее десятилетие в стране возник и развивается «черный» рынок огнестрельного оружия, что резко облегчило доступ к нему не только людей, ориентированных на криминальную деятельность, но и обычных, в целом законопослушных граждан.

Следствием такого положения стало значительное повышение интереса у правоохранительных органов к судебно-медицинским исследованиям огнестрельной травмы в нашей стране.

В последнее время наметилась тенденция уменьшения калибров стрелкового оружия. Выяснилось, что недостаточность поражающих свойств оружия малого калибра можно до некоторой степени компенсировать применением безоболочечных или полуоболочечных пуль, легко деформирующихся при попадании в цель и поэтому обладающих значительным останавливающим действием.

Мягкие (свинцовые) безоболочечные пули обладают высокой пластичностью и при контакте с биологическими тканями тратят часть своей кинетической энергии на собственную деформацию, увеличивая тем самым время взаимодействия с повреждаемым объектом, передавая ему всю или почти всю свою энергию, что приводит к высокой эффективности поражения.

Изучение огнестрельных ранений костей дополняет и уточняет диагностику повреждений для правильного определения входного и выходного отверстий, направления выстрела и характеристики огнестрельного канала.

Нами был проведен анализ современной структуры огнестрельной травмы по г. Екатеринбургу. Показаны ее индивидуальные особенности с позиции повреждений малокалиберным оружием. Экспериментальным путем изучены повреждения длинных трубчатых костей безоболочечной малокалиберной пулей, разработаны диагностические критерии дифференциальной диагностики огнестрельных повреждений их диафизов, причиненные выстрелами с различных дистанций.

В нашей работе рассматривались следующие положения:

  1. Огнестрельные повреждения малокалиберной пулей 5,6 мм являются частым видом механических повреждений, занимая одно из первых мест в структуре общего травматизма по г. Екатеринбургу.
  2. Объем и характер качественных морфологических признаков, фиксируемых судебно-медицинским исследованием огнестрельного повреждения бедра, зависит от дистанции выстрела.
  3. Морфометрические показатели перелома диафиза длинной трубчатой кости (бедренной) являются достоверным признаком, с достаточно высокой степенью точности позволяющим устанавливать расстояние, с которого произведен выстрел. Работа выполнена на практическом судебно-медицинском материале с применением комплекса общепринятых и специальных методов исследования по оригинальной методике. Исследование огнестрельных повреждений в г. Екатеринбурге включало в себя анализ архивных документов за 1990 – 2000 года. С этой целью было проанализировано свыше 50000 практических судебно-медицинских экспертиз.

В основу исследования легли следующие источники информации: заключения (акты) судебно-медицинских экспертиз (исследований) трупов лиц, погибших от различных видов механической травмы; материалы следственных и судебных дел; медицинские карты стационарных больных, умерших в лечебных учреждениях вследствие огнестрельных ранений различных локализаций.

В качестве объектов специального исследования использованы биоманекены (отчлененные бедра трупов лиц, проходивших судебно-медицинскую экспертизу в Свердловском областном бюро судебно-медицинской экспертизы), на которых производилось формирование огнестрельных повреждений.

Для нанесения огнестрельных повреждений выбраны 78 трупов мужчин (74) и женщин (4) в возрасте 35-50 лет, с давностью смерти не более 24 часов, умерших от механической асфиксии, заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, отравлений этиловым алкоголем. Специально отбирались трупы лиц, не имеющие костной патологии и заболеваний кожи.

Выстрелы производились из спортивной малокалиберной винтовки ТОЗ-12 с малоизношенным стволом, снаряженной штатным патроном калибра 5,6 мм.

Оружие прочно фиксировалось в зажимном устройстве специальной установки для стрельбы. Наведение оружия на цель обеспечивалось способностью к перемещению зажимного устройства в вертикальной плоскости и в горизонтальной плоскости всей установки.

В качестве точки прицеливания выбиралась средняя треть передней поверхности бедра в проекции диафиза бедренной кости. Все выстрелы производились под углом близким к 90° к поражаемой поверхности.

Морфологические исследования повреждений на коже проводились как на нативных препаратах, так и после специальной лабораторной обработки. При этом использован стереомикроскопический бинокулярный микроскоп МБС-2, снабженный источниками отраженного и проходящего видимого света, а так же окулярным микрометром с ценой деления 0,1 мм. Морфометрия проведена при увеличении 8х.

Морфометрия повреждений диафиза трубчатой кости проводилась с помощью прозрачной линейки с ценой деления 1 мм. Каждый признак измерялся не менее 5 раз, после чего рассчитывались средние величины, соотнесенные с величиной стандартного отклонения и ошибкой средней арифметической. При анализе структуры огнестрельной травмы в г. Екатеринбурге за период 1990-1996 гг. установлено, что огнестрельные повреждения, в подавляющем большинстве случаев, сопровождаются смертью пострадавших (69%), что объясняется серьезностью причиняемых повреждений и значительной опасностью их для здоровья. Мужчины, при этом, как наиболее часто имеющие отношение к огнестрельному оружию (охота, спорт и т.д.) значительно преобладают по частоте поражения над женщинами (91% против 9%). При изучении возрастной структуры следует сделать вывод о наибольшей частоте огнестрельных повреждений в возрастных группах 20-30 лет и 30-40 лет, с постепенным снижением ее в дальнейшем. Вероятно, такое распределение случаев объясняется тем, что именно эти возрастные группы являются наиболее активными в социальном плане, что сопровождается их значительным вовлечением в межличностные отношения, в том числе и конфликтные.

Доля огнестрельных повреждений среди общего травматизма увеличивалась с пиком в 1993-94 гг., затем произошло незначительное снижение до 9% случаев в 1995 и 6% случаев в 1996 гг.

Уровень огнестрельных повреждений со смертельным исходом остаётся относительно высоким по отношению к общему уровню травматизма (абсолютные значения). Огнестрельные повреждения среди оставшихся в живых колеблются в пределах от 0,2% (в 1990 г.) до 1,4% (в 1994 г.), и незначительно снижаются в последующие годы - 0,8% (в 1996 г.).

Огнестрельный снаряд обнаруживался в теле в 42% случаев и чаще всего выявлялись пули к стандартным патронам калибра 9 мм - 40%, на втором месте - дробь - 18%, затем - пули к стандартным патронам калибра 5,6 мм - 16%. Реже обнаруживали пули к стандартным патронам калибра 5,45 мм - 10%, в 7% обнаружены свинцовые безоболочечные пули к гладкоствольным охотничьим ружьям. На долю картечи приходилось 5%, меньше всего выявлялись пули калибра 7,62 мм - 4%, что, по-видимому, можно объяснить повышенной пробивной способностью пуль указанного калибра.

В ходе экспериментального исследования проведено 78 опытов, в результате чего было получено 78 повреждений диафизов длинных трубчатых костей (бедренная кость). Изучение морфологических особенностей повреждений, характеризующих объем огнестрельной травмы данной кости, производилось после извлечения ее из биоманекенов и приготовления костных препаратов. Во всех случаях, для подробного описания образовавшихся трещин, костных дефектов, установления их количественных показателей, изготовлялись плоскостные развертки, детально описывающие расположение повреждений на всех поверхностях костного препарата.

Анализ особенностей повреждений бедренной кости при выстрелах с различных дистанций позволил установить ряд морфологических характеристик:

До 1 метра:

  • При выстрелах с дистанции до 1 метра в 25% случаев образуются сквозные или частично сквозные огнестрельные ранения бедер; в 75% образуются слепые ранения.
  • При выстрелах «в упор» и до расстояния 15 см вокруг раны и в начале раневого канала имеются отложения сопутствующих продуктов выстрела.
  • При выстрелах до 50-100 см вокруг раны имеются отложения сопутствующих продуктов выстрела.
  • Во всех случаях имеются многооскольчатые переломы бедренных костей с округлыми дефектами в области «входной раны».
  • При выстрелах в «упор» в области «входной раны» на кости образуется дефект ткани; в области «выходной раны» образуется многооскольчатый перелом, при сопоставлении осколков которого – дефекта ткани нет.

От 1 до 20 метров:

  • При выстрелах с дистанции от 1 до 20 метров в 100% образуются слепые огнестрельные ранения бедер.
  • В абсолютном большинстве случаев имеются многооскольчатые переломы бедренных костей с округлыми дефектами в области «входной раны».
  • При выстрелах в указанном диапазоне в области «входной раны» образуется дефект кости диаметром около 0,7-1 см, с типичным расхождением трещин, в области «выходной раны» на кости образуется многооскольчатый перелом, при сопоставлении осколков которого часто определяются мелкие дефекты костей диаметром от 0,1 до 0,3 см.
  • Вокруг ран и в раневом канале отсутствуют отложения сопутствующих продуктов выстрела.

Анализируя площадь входной огнестрельной раны на коже, установлено, что при выстреле в «упор» размер входной огнестрельной раны максимален (0,48 см2). По нашему мнению, это объясняется высокой энергией и большой скоростью снаряда, при которых кожа в месте контакта с пулей не успевает деформироваться, проявляя свои эластические свойства.

Меньшие скорость и энергия пули, при выстреле с большего расстояния, сопровождаясь несколько увеличившимся временем контакта ее с кожей, приводят к частичному растягиванию повреждаемой ткани, проявляясь меньшими размерами входной раны.

При дистанции выстрела в пределах 10 см – 5 м изменения площади огнестрельной раны не происходит (0,42 см2). Тем не менее, в дальнейшем, происходит скачкообразное уменьшение ее до 0,31 см2 с последующей стабилизацией на данных значениях. Это дает основание считать установленную дистанцию выстрела (5 м – 10 м) критической с точки зрения повреждающего действия на кожу для малокалиберного патрона 5,6 мм, используемого совместно с винтовкой ТОЗ-12.

При этом достоверными суждениями является установление выстрела в «упор», выстрела с расстояния 10 см – 20 м и дистанции более 20 м.

При изучении средней длины радиальных трещин на диафизе бедренной кости, образующихся повреждением его малокалиберной пулей при выстрелах с различных дистанций, установлено, что длина указанных трещин в области входа пули, а так же их количество, являются чрезвычайно вариабельным признаком, по нашему мнению, мало пригодным для использования в предлагаемых нами целях

В ходе изучения влияния дистанции выстрела на количество осколков кости в месте ее повреждения, установлены особенности, математически наиболее точно описываемые полиномиальным уравнением второй степени

Y = 0,0829x2 – 0,6553x + 5,3636

и позволяет с достаточно высокой степенью точности судить о дистанции выстрела по количеству костных фрагментов (осколков) длинной трубчатой кости области выхода ее при повреждении малокалиберной пулей 5,6 мм. При этом отмечено увеличение количества осколков в области выхода пули при увеличении дистанции выстрела.

Анализ площади разрушения диафиза трубчатой кости области выхода малокалиберной пули позволил выделить две составляющие данной кривой:

  •   постепенное увеличение площади разрушения кости с увеличением дистанции выстрела, фиксируемое до расстояния 20 м (участок АВ);
  •   уменьшение площади разрушения кости, начиная с дистанции 20 м (участок ВС).

При этом наиболее точно описывающим анализируемый процесс, явился полиномиальный тренд второй степени.

  • площадь разрушения кости области выхода пули при выстреле в «упор» достоверно отличается от таковой выстрелов всех других дистанций. Выстрелы, причиненные с близких дистанций (10 см – 50 см), не различаются между собой;

Следовательно, достоверными суждениями будут:

  •   выстрел в «упор»;
  •   выстрел с расстояния 10 см – 50 см;
  •   выстрел с расстояния более 50 см (с дискретизацией – 1 м, 5 м, 10 м, 20 м).

Поскольку с увеличением расстояния выстрела более 20 м нами отмечено снижение площади разрушения кости, суждение о дистанции выстрела по анализируемому признаку становиться затруднительным, в связи с чем, использование данного показателя может приводить к ошибке определения расстояния и не рекомендуется к применению в судебно-медицинской практике.

Изучив среднюю длину трещин, образующихся на диафизе бедренной кости в области выхода пули, нами установлено, что при увеличении дистанции выстрела отмечается уменьшение средней длины трещин бедренной кости изучаемой области.

По нашему мнению, это обусловлено большей передачей энергии пули травмируемой кости с расходованием ее на разрушение повреждаемой области вследствие увеличения времени контакта пули с костью.

Полученное уравнение регрессии y = -1,2781Ln(x) + 6,4257 возможно использовать в практике судебно-медицинских экспертиз с целью определения дистанции выстрела по средней длине трещин области выхода малокалиберной пули на диафизе бедренной кости.

Выявленные закономерности подтверждены математически с использованием критериев Ньюмена-Кейлса, коэффициента корреляции Пирсона и других статистических методов анализа.

Вышеизложенное позволило сформировать ряд практических рекомендаций, выполнение которых позволит с большей достоверностью производить диагностику дистанции выстрела из малокалиберного оружия по морфологическим характеристикам повреждений трубчатой кости (бедренной).

похожие статьи

Изменение траектории огнестрельного снаряда при преодолении преграды из триплексного стекла / Сухарева М.А., Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 139-141.

Method of definition of the mutual disposition of an injured person and an AK-74 submachine gun at the moment of wounding: handbook for forensic medical examiners, criminologists and lawyers / Kozachenko I. — 2019.

Методика определения взаимного расположения пострадавшего и оружия при ранении из автомата AK-74 : Пособие для судебно-медицинских экспертов, криминалистов и юристов. (Авторизованный перевод с английского) / Козаченко И.Н. — 2019.

Возможности виртуальной аутопсии при огнестрельной травме / Клевно В.А., Чумакова Ю.В., Павлик Д.П., Дуброва С.Э. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 33-38.

Редкий случай самопричинения огнестрельного повреждения самодельным стреляющим устройством с последующим возгоранием помещения / Дю Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 41-47.

больше материалов в каталогах

Повреждения пулями