О судебномедицинском значении псевдопланктона для диагностики утопления

/ Андрианов Л.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1962 — №1. — С. 20-25.

Андрианов Л.П. О судебномедицинском значении псевдопланктона для диагностики утопления

Кафедра судебной медицины (зав. — доц. Б.С. Касаткин) Пермского медицинского института

Поступила в редакцию 16/IV 1960 г.

ссылка на эту страницу

Единого мнения о судебномедицинском значении метода планктона (или псевдопланктона) в диагностике утопления до сих пор не имеется; в специальных экспериментальных исследованиях различными авторами получены разноречивые результаты. Так, Б. Пашуканис, П.В. Серебряников и Д.А. Галаев, Н.В. Попов и др. указывают на положительное диагностическое значение обнаружения планктона и псевдопланктона в крови и легких трупа.

По Ф.Б. Дворцину (1950), решающим признаком в диагностике утопления является обнаружение псевдопланктона в периферических отделах легких. Этот автор не находил минеральных частиц в почках,, печени, селезенке и крови трупов лиц, умерших от утопления.

В исследованиях Н.И. Асафьевой (1953), Инце Дъюла, Томашка и Дьендьеши (1952), И.В. Скопина и Н.И. Асафьевой (1955), Н.П. Марченко (1955) и др. в эксперименте и при судебномедицинских секциях было показано, что обнаружение планктона и псевдопланктона лишь-в печени, почке, селезенке, костном мозгу имеет положительное диагностическое значение для установления утопления. Эти авторы отмечают, что минеральные частицы-песчинки (как и диатомеи) при утоплении могут быть обнаружены даже в случаях резких гнилостных изменении трупа.

И.В. Скопин и Н.И. Асафьева (1955) считают, что для экспертных целей наиболее легко выполнимо выявление частиц псевдопланктона при микроскопии в поляризованном свете зольного остатка внутренних органов.

М.И. Авдеев (1959) отмечает, что диатомеи или их панцири (по-исследованиям А.А. Зотова, 1955), а' также минеральные частицы могут попадать в легкие живых людей с пылью при вдыхании и затем обнаруживаться при секциях, если смерть наступила не от утопления.

Современные представления о характере и особенностях эволюции минеральных частиц, попавших в легочную ткань при вдыхании кварц-содержащей пыли, по существу ставят под сомнение ценность методов диагностики утопления, основывающихся на обнаружении псевдопланктона в легких и в других органах.

В связи с изложенным выше вопрос о диагностическом значении псевдопланктона в органах трупа при установлении утопления приобретает важный практический интерес, особенно для судебных медиков, работающих в областях с развитой горнорудной промышленностью и производствами с повышенным пылеобразованием.

Для решения этого вопроса нами было исследовано: 1) 17 трупов лиц, смерть которых, судя по соответствующим данным, безусловно, наступила от утопления в воде; 2) 5 трупов лиц, умерших от различных причин, но, безусловно, не от утопления в воде; 3) 5 трупов лиц, при жизни работавших на производствах со значительной запыленностью н страдавших силикозом.

Эти исследования дополнены экспериментами на животных: а) 10 белых мышей, умерщвленных декапитацией; б) 10 белых мышей, смерть которых была вызвана утоплением в воде, содержащей взмученный речной песок; в) 5 крыс, запыленных в специальных условиях пылью, содержащей около 95% двуокиси силиция, а затем умерщвленных декапитацией.

Исходя из данных Инце, Томашка, Дьендьеши (1952), Х.Я. Берзиньш (1958), Н.И. Асафьевой (1958), показавших, что распределение элементов псевдопланктона, в печени, почках, селезенке и некоторых других органах происходит при утоплении равномерно, мы сочли возможным в большинстве наблюдений и опытов ‘ограничиться исследованием одного органа — почек.

Невскрытую почку после предварительной перевязки сосудов и мочеточников изымали с капсулой и помещали в чистую закрытую стеклянную посуду. С целью соблюдения особой чистоты на всех последующих этапах исследования объект, посуду, инструментарий и руки многократно и обильно обмывали бидистиллированной водой, а посуду и инструментарий — еще и спиртом. После снятия; капсулы почку вновь обмывали струей, бидистиллированной воды и измельчали в специальном размельчителе тканей. Разрушение объектов осуществляли путем сжигания их в муфельной печи. Часть измельченной массы почки в двух фарфоровых тиглях с глазурной внутренней поверхностью помещали в муфельную печь. Температуру печи в течение часа доводили до 600°, а затем в течение 5 часов поддерживали в пределах 680—690°. Во избежание попадания пыли из воздуха или из стенок печи тигли покрывали стеклянным крышками. За это время происходило полное сгорание исследуемых объектов и на. стенках тиглей оставался белый довольно плотный зольный остаток. К нему прибавляли 5 мл 1:2 соляной кислоты. Образовавшуюся взвесь из каждого тигля переливали в 6 центрифужных пробирок. Фиксированный на краях чашки осадок стирали стеклянной палочкой и смывали бидистиллированной водой, которую также сливали в центрифужные пробирки. После 5—6-кратного промывания бидистиллированной водой и последующего центрифугирования при малых оборотах (до 150 оборотов в минуту) в течение 15 минут верхнюю часть жидкости отсасывали при помощи пипетки, а из нескольких капель центрифугата каждой пробирки приготовляли по 4—6 препаратов, которые и подвергали микроскопическому исследованию в обычном, а затем; в поляризованном свете.

Кристаллы кварца определяли путем детального изучения следующих их характерных свойств и признаков:

  • при микроскопии в обычном свете (малое и среднее увеличение) кристаллы кварца представляются в виде полупрозрачных зерен неправильной формы, имеющих желтоватый, белый или серый цвет, прозрачность, блеск;
  • при микроскопии в поляризованном свете (микроскоп МП-2) при одном поляризаторе учитывали: а) состав зерен, их очертания, характер углов; б) показатель преломления в иммерсии; в) цвет и плеохроизм;
  • при двух николях поляриметра кварц определяли по двупреломлению, углам угасания, оптическому характеру удлинения (знак минерала), характеру включений, оптической осности.

Следует заметить, что дифференциальное определение природы кристаллов, в частности кварца, в объекте, где имеются и иные зерна осадка, не является «чрезвычайно легким» (Н.И. Асафьева) и таит в себе возможность ошибки. Однако выявление главных петрографических свойств видимых кристаллов (феномен «звездного неба» не является специфическим для кварцевых частичек) позволило нам безошибочно отличать песчинки кварца от других кристаллических образований.

Первая группа наблюдений — 11 случаев утопления с продолжительностью пребывания трупа в воде в пределах до одних суток и 6 случаев секций резко загнивших трупов (пребывание в воде от нескольких суток до 1 месяца). Гнилость трупа, судя по нашим данным, на результаты исследований не влияла.

При микроскопическом исследовании в поляризованном свете препаратов, изготовленных из почек трупов лиц, умерших от утопления (р. Кама и ее бассейн), во всех случаях выявлялись четко различимые частички двуокиси кремния с почти постоянной микрогабаритной характеристикой.

Величина наблюдаемых частиц кварца находилась в пределах от 0,1—0,2 до 40 μ. В отдельных препаратах встречаются очень большие глыбки кварца величиной до 60 μ, располагающиеся среди россыпи мелких и мельчайших частиц минерала различной формы (рис. 1).

Количество и форма песчинок в исследуемых объектах были различными. Мелкие песчинки имели острые края и четкие грани, более крупные (20—60 μ) были с закругленными, как бы обкатанными гранями.

Вторая группа наблюдений — при исследовании почек, изъятых у трупов лиц, погибших не от утопления (2 случая смерти от механической асфиксии при повешении, 2 случая смерти от механических травм и 1 случай смерти от острого отравления уксусной кислотой), в препаратах частицы двуокиси кремния обнаружены не были.

Третья группа наблюдений — случаи смерти лиц, при жизни работавших в условиях повышенной запыленности воздуха и страдавших силикозом.

В эту группу вошли исследования 5 трупов мужчин, длительное время работавших в горнорудной промышленности и страдавших пнев-мокониозами. У 4 из них причиной смерти явился силико-туберкулез и у одного —туморозная форма силикоза легких.

 

Рис. 1. Частицы двуокиси кремния (песка) в почке трупа (пер-вая группа наблюдений).
Большое увеличение поляризационного микроскопа при скрещенных николях (об. 60Х; ок. ОРТ-17х).

 

При микроскопическом исследовании препаратов зольного остатка почек в этой группе исследований обнаруживались частички минералов, обладающие свойствами двуокиси кремния (песчинки). Однако в количественном и качественном отношении микроскопические картины имели ряд характерных особенностей (см. таблицу).

Форма Количество Размер μ Края
Пневмокониозы Округлая Небольшое 0,2—10—15μ Закругленные

Утопление

Угловатая

Большое

0,2—40 и 60μ

У мелких острые;
у более крупных «обкатанные»

Количество частичек кварцевой пыли в поле зрения каждого препарата этой группы было значительно меньшим, чем в препаратах первой группы наблюдений. Величина и форма их были более постоянными.

Мы также констатировали, что в тканях почки откладываются и легко различимы преимущественно мелкие и мельчайшие песчинки с максимальным диаметром 10—15 μ. Форма их варьировала, но чаще приближалась к округлой или овальной (рис. 2).

Таким образом, при сравнительном исследовании этих препаратов с препаратами почек из трупов лиц, умерших от утопления (первая группа наблюдений), выявляется разница в микрогабаритах и форме минеральных частиц, хотя это различие в отдельных препаратах не очень резкое и четкое (рис. 3).

 

Рис. 2. Частицы двуокиси кремния (пылинки) в почке человека, погибшего от силикоза (третья группа наблюдении). Большое увеличение поляризационного микроскопа при скрещенных николях (об. 60; ок. ОРТ-17).

 

Рис. 3. Слева (а) частицы двуокиси кремния в почке человека при утоплении, справа (б) погибшего от силикоза.
Большое увеличение поляризационного микроскопа при скрещенных николях. Заметно различие в количестве, величине и форме частиц (об. 60; ок. ОРТ-17).

 

Указанные особенности объясняются прежде всего различным по темпу, условиям и характеру процессом проникания частиц песка (пыли) в организм.

Следует отметить, что зольный остаток при сжигании почек трупов лиц, умерших от силикоза, сравнительно большой; после обработки соляной кислотой он не уменьшается, а в центрифугате представляется аморфным. Однако даже при наличии больших зольных остатков и больших осадков в центрифугате при микроскопии в поляризованном свете количество частиц силиция в препаратах не увеличено по сравнению с теми опытами, где осадок был незначительным. Это обстоятельство дает основание считать, что количество золы и осадка в центрифугате не зависит от степени насыщенности органа частицами двуокиси кремния, а обусловлено степенью развития рубцовой ткани.

Нами были получены следующие результаты экспериментов. Микроскопическое исследование почек от 10 трупов белых мышей, умерщвленных декапитацией, не выявило кристаллических частиц, обладающих свойствами двуокиси кремния.

При микроскопическом исследовании препаратов центрифугированного зольного остатка почек трупов 10 белых мышей, смерть которых была вызвана утоплением в воде, содержащей взмученный речной песок, обнаруживается большое количество песчинок.

Микрогабаритные, характеристики песчинок двуокиси кремния, обнаруживаемых в этой группе, аналогичны тем, которые были получены при исследовании почек трупов у лиц, утонувших в р. Каме и ее бассейне, с той лишь разницей, что величина песчинок в почках трупов мышей не превышала 20 μ.

Микроскопическим исследованием препаратов почек экспериментально запыленных белых крыс установлено в них наличие частичек двуокиси кремния, но в значительно меньшем количестве, чем в препаратах из почек мышей, умерщвленных утоплением. Отличались эти частички Si02 также по величине и форме — величина их была почти постоянной и не превышала 10—12 μ, а грани хорошо различимы.

Следует отметить, что зольный остаток при сжигании почек после обработки в рассматриваемой группе опытов имел необычную буроватокрасную окраску, что может быть объяснено наличием в ткани органа не только минеральной пыли, но и соединений железа.

Выводы

  1. При микроскопическом исследовании в поляризованном свете химически обработанного зольного остатка почек трупов лиц, смерть которых наступила от утопления в речной воде, во всех случаях выявляются частицы двуокиси кремния (элементы псевдопланктона).
  2. Частицы двуокиси кремния (элементы псевдопланктона) могут содержаться и обнаруживаться также в почках трупов лиц, умерших не от утопления, но страдавших силикозом или длительное время пребывавших в условиях высокой минеральной запыленности.
  3. Микрогабаритные характеристики частиц двуокиси кремния, обнаруживаемых в почках трупов при утоплении и в случаях прижизненных хронических запылений организма (в том числе при отсутствии в легких силикогенных фиброзных процессов), имеют некоторые характерные отличия. При утоплении минеральные частицы имеют размер от 0,2 до 60 μ и отличаются наличием «обкатанных» граней; при силикозе и хронических запылениях — от 0,1 до 10—15 μ, и отличаются острыми краями и гранями.
    Решение вопроса о происхождении обнаруживаемых частиц двуокиси кремния в почках трупов возможно и должно основываться на изучении микрогабаритов и петрографических особенностей элементов псевдопланктона, сопоставлении результатов микроскопии зольного остатка почки в поляризованном свете с результатами патогистологического исследования органов трупа, а также с данными о заболеваниях и профессии умершего.
  4. Обнаружение элементов псевдопланктона в почках трупа как признак утопления может иметь положительное судебномедицинское диагностическое значение только при том условии, если исключается его происхождение от хронического запыления.

похожие статьи

Диагностическое значение наличия и объема жидкости в клиновидной пазухе при утоплении / Недугов Г.В., Шарафуллин И.Т. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 24-28.

Значение планктона в диагностике утопления (Обзор) / Эйдлин Л.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №2. — С. 18-21.

Модификация метода изготовления препаратов для микрологического исследования / Анисимов Л.П., Девятериков А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017. — №16. — С. 7.

О возможности выявления факта перемещения трупа из прибрежной морской полосы с последующим его погребением / Пономарев Д.Ю., Никитаев А.В., Курч А.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2015. — №1. — С. 13-17.

Аспирация крупных инородных тел при утоплении / Витер Н.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №2. — С. 49.

больше материалов в каталогах

Утопление