К вопросу о групповой дифференцировке плодов человека (изосерологические системы ABO, MNSs, Р и Rh)

/ Бронникова М.А., Гаркави А.С., Масис Т.М., Ульмер В.Э. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1962 — №1. — С. 31-37.

Бронникова М.А., Гаркави А.С., Масис Т.М., Ульмер В.Э. К вопросу о групповой дифференцировке плодов человека (изосерологические системы ABO, MNSs, Р и Rh)

Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР

Поступила в редакцию 4/V 1961 г.

ссылка на эту страницу

Изучение групповой дифференцировки плодов в различные периоды эмбрионального развития имеет общебиологическое, клиническое и судебномедицинское значение.

Нами были подвергнуты исследованию: 1) кровь 15 плодов человека, один из которых получен при искусственном аборте, а остальные— при самопроизвольных выкидышах; 2) кровь и слюна родителей.

Теменно-копчиковая длина плодов варьировала от 0,8 до 22 см; возраст плодов соответственно колебался от 5 недель до 6 лунных месяцев.

Перед взятием крови с поверхности тела плода тщательно удаляли остатки крови матери (5-кратное отмывание физиологическим раствором).

В крови плода и родителей определяли агглютиногены А, В, 0, Н, М, N, Р и агглютинины р и а; что касается системы резус, то, располагая только сыворотками анти-D или анти-D + C1, мы имели возможность дифференцировать лишь клинические, а не серологические категории, т. е. так называемую резус-положительную и резус-отрицательную кровь.

Перед исследованием эритроциты тщательно отмывали физиологическим раствором.

Все агглютиногены, за исключением агглютиногенов системы резус, обнаруживали при помощи метода агглютинации в разных вариантах; кровь Rh+ и Rh — различали путем реакции конглютинации в желатиновой среде по способу Фиска и Макги, а при отрицательном ее результате — непрямой пробой Кумбса, так как стандартные сыворотки анти-D и анти-D + C содержали неполные антитела — агглютиноиды. Для выявления агглютиногенов А и В применяли изо- и иммунные сыворотки с высоким титром. В некоторых случаях, когда иммунной сывороткой анти-О(Н) не удавалось открыть агглютиноген 0 или агглю-тиноген Н, пользовались экстрактом из семян растения Cytisus sessi — lifolius2. Если было необходимо по ходу исследования, устанавливали агглютинабильность эритроцитов крови родителей и титровали агглютинины в сыворотке крови матерей, а также осуществляли реакцию абсорбции с эритроцитами (последнее главным образом относилось к крови плодов).

Результаты исследования приведены в табл. 1 и 2.

В процессе изучения в крови изосерологической системы АВО установлено следующее.

1. В крови некоторых плодов ни один из агглютиногенов этой системы не обнаруживается

Так, эритроциты 15—16-недельного плода длиной 13 см (случай 12) не агглютинировались стандартными сыворотками (3, а, анти-А (титр 1:128), анти-В (титр 1:64), анти-О(Н) и экстрактом анти-Н с титром 1:256. Поскольку кровь обоих родителей относилась к группе 0, кровь данного плода могла принадлежать только к группе 0. Следовательно, здесь имело место либо наличие чрезвычайно слабо выраженного агглютиногена 0, не поддающегося выявлению, либо запаздывание в развитии этого агглютиногена. Агглютиноген 0 в крови родителей был хорошо выражен: агглютинабильность эритроцитов с сывороткой анти-О(Н) равнялась 1 : 14, а с экстрактом анти-Н—1:256.

Таблица 1

Изосерологические системы AB0,MNSs Р и Rh в крови

Условные обозначения; п — полная абсорбция агглютинина: цифры в графе ;Выдедительство» агглютиногенов указывают степень абсорбции в ступенях поглощения, к—степень снижения титра стандартных сывороток контрольными участками марли.

Таблица 2

Агглютинины в сыворотке крови плодов

 

В другом случае (13) необнаружение агглютиногенов А, В и 0 относилось к крови плода длиной 19 см (возраст 20—21 неделя). Эритроциты не склеивались всеми перечисленными выше сыворотками и экстрактом анти-Н. В данном браке кровь отца принадлежала к группе В, кровь матери — к группе А, причем у обоих содержался сопутствующий агглютиноген Н. При указанных группах крови родителей плод мог относиться к любой из четырех групп — 0, А, В и АВ, но с наибольшей долей вероятности принадлежал к группе 0, так как в процессе реакции абсорбции его эритроциты ослабили, хотя и очень незначительно, только титр сыворотки анти-О(Н) и экстракта анти-Н.

Третий случай (15) касался 23—24-недельного плода длиной 22 см. Реакция агглютинации дала отрицательный результат. При абсорбции эритроциты слегка (на 2 ступени) снизили титр сыворотки анти-О(Н). Кровь отца относилась к группе 0, кровь матери — к группе А с сопутствующим агглютиногеном Н. Плод мог иметь либо группу А, либо опять-таки группу 0.

Следует отметить, что все три плода не находились на чрезмерно ранней стадии эмбрионального развития — были в возрасте от 3 до 6 лунных месяцев.

В то же время в крови одного плода длиной 1,8 см (случай 2), что соответствует возрасту около 6—7 недель, агглютиноген 0 был выявлен путем реакции агглютинации не только экстрактом анти-Н высокого титра, но и сывороткой анти-О(Н) с титром 1:16. У обоих родителей была кровь группы 0. Показатели агглютинабильности их эритроцитов являлись обычными (1:16).

2. Сопутствующий агглютиноген Н, входящий в состав групп А, В, АВ, в крови плодов часто не обнаруживается, несмотря на присутствие его в крови одного или обоих родителей

Агглютиноген Н выявлен в крови лишь двух плодов: 1) у плода 5 недель (случай 1), относившегося к группе А (мать группы 0, отец группы АВ с сопутствующим агглютиногеном Н); 2) у плода 8 недель (случай 3), тоже имевшего группу А (мать группы 0, отец группы А со слабо выраженным сопутствующим агглютиногеном Н, открывающим ся только в реакции абсорбции с экстрактом анти-Н).

В крови обоих плодов агглютиноген Н открыт в реакции агглютинации с сывороткой анти-О(Н).

3. В сыворотке крови некоторых плодов довольно раннего периода внутриутробной жизни содержатся агглютинины

Ввиду малого количества крови, получаемой из плодов, исследование агглютининов в их сыворотке можно было осуществить лишь в 10 из 15 случаев.

Кровь 3 плодов относилась к группе АВ; агглютинины в сыворотке отсутствовали, что являлось вполне закономерным. В сыворотке крови 4 плодов (из остальных 7) наличие агглютининов α и β или одного из них было доказано.

Агглютинин β наряду с агглютиногеном А выявлен у плода длиной 9 см и у плода длиной 19 см, в крови которого агглютиногены А, В и 0 не обнаружены.

Агглютинин а найден у плода длиной 10 см. Агглютиногены исследованию не подвергались, так как плод был мацерирован и кровь оказалась гемолизированной.

Агглютинины α и β содержались в сыворотке крови плода длиной 13 см, причем агглютинин β был выражен сильнее, чем агглютинин α (титр агглютининов в сыворотке крови матери: β —1:1024, α — 1:256).

У 3 из этих плодов имелись такие же агглютинины, как и у их матерей; в сыворотке крови четвертого плода обнаружился только один агглютинин— α, тогда как в сыворотке крови матери содержались оба агглютинина — α и β.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в сыворотке крови матери титр того агглютинина, который имелся и у плода, был, как правило, очень высоким (до 1 : 4096).

При исследовании изосерологичеекой системы MNSs, установлено,, что агглютиногены М и N в крови плодов открываются весьма отчетливо даже на очень раннем этапе эмбрионального периода (с 5 недель в нашем материале).

Что касается изосерологической системы Р, то в крови 5 плодов, происходивших от P-положительных родителей, агглютиноген Р был хорошо развит. В число их вошло два плода, находившиеся на ранней стадии внутриутробной жизни (6—7 и 8 недель). В крови двух плодов большего возраста (5—6 лунных месяцев) агглютиноген Р оказался слабо выраженным, хотя и выявлялся с полной достоверностью.

У 3 плодов (длиной 8,8, 11,5 и 12,8 см) этот агглютиноген в крови не обнаружен, причем в крови отца одного из них агглютиноген Р тоже открыт не был, в крови отца другого — указанный агглютиноген являлся слабо выраженным; групповая характеристика отца третьего плода осталась неизвестной.

В крови плода длиной 9 см, отец которого был Р-отрицательным, а мать — P-положительной, наличие агглютиногена Р доказано.

Вообще агглютиноген Р в крови плодов (с 6—7 недель в нашем материале) развит обычно вполне удовлетворительно, хотя, конечно, несколько слабее, чем у взрослых.

В отношении изосерологической системы резус сделаны следующие наблюдения:

  • во всех браках, в которых оба родителя являлись Rh-положитель-ными, кровь плода тоже была Rh-положительной (даже у плода 8-недельного возраста);
  • в крови 2 плодов длиной 8,8 и 9 см резус-антигены не найдены: при Rh-отрицательном отце и Rh-положительной матери в одном случае и при Rh-отрицательной матери в другом (групповая характеристика отца была неизвестна).

Особого внимания заслуживает исследование плода длиной 0,8 см. Этот плод был получен при искусственном аборте и поступил в Институт судебной медицины в следующем виде: к тканям, соскобленным со стенки полости матки, был плотно прикреплен ненарушенный плодный пузырь, наполненный амниотической жидкостью и имеющий в диаметре 1 см. В нем находился плод, ткани тела которого представлялись совершенно бесцветными и полупрозрачными. На фоне их хорошо выделялась тончайшая дорсальная аорта, наполненная кровью. После осторожного прокалывания плодного пузыря была извлечена амниотическая жидкость, куда попало ничтожное количество крови из поврежденного пупочного канатика. Жидкость центрифугировали; из осадка клеток красной крови сделали слабоконцентрированную взвесь в минимальном объеме физиологического раствора. Дорсальную аорту по частям отделили вместе с кусочками тканей, которые обладали желеобразной консистенцией, перенесли в пробирку, добавили две капли физиологического раствора и взболтали. Таким путем получили взвесь форменных элементов слабой концентрации. Все клетки красной крови были очень крупными (мегалобласты, мегалоциты). Взвесь эритроцитов испытывали на предметных стеклах иммунными сыворотками анти-А, анти.-В, анти-О(Н), анти-М и анти-N. Результаты реакции наблюдали под микроскопом. Клетки красной крови плода агглютинировались сыворотками анти-А, анти-О(Н) и анти-М, причем склеивание клеток сывороткой анти-М было особенно сильным. С сыворотками анти-В и анти-N агглютинации не произошло. Спустя 2 дня была получена кровь родителей. Установлено, что кровь отца относится к группе АВН, MN с довольно слабо выраженным агглютиногеном В, а кровь матери — к группе 0, MN. Интересно отметить, что в данном случае при отце группы АВ и матери группы 0 у плода могла быть только либо группа А, либо группа В и что у него получил развитие именно агглютиноген А, который в крови отца был наиболее сильно выражен. Обращает на себя внимание также очень раннее присутствие в крови плода агглютиногена Н и наличие весьма хорошо развитого агглюти-ногена М.

Агглютиногены изосерологической системы АВО в слюне родителей выявляли реакцией абсорбции агглютининов в количественной модификации с изосыворотками β и α и иммунной сывороткой анти-О(Н).

Сочетание степени «выделительства» групповых веществ у родителей было следующим: в двух браках отец являлся «выделителем», а мать так называемым «невыделителем», в двух других браках, наоборот, отец был либо «слабым выделителем», либо «невыделителем», а мать — «выделителем»; в одном браке оба родителя относились к категории «невыделителей»; в остальных случаях в слюне обоих родителей содержались хорошо или умеренно выраженные агглютиногены («выделители»), Таким образом, в 5 браках, из 14 (кровь и слюну у одного отца взять не представлялось возможным) имело место «слабое выде-лительство» или «невыделительство» агглютиногенов у родителей плодов, подвергшихся самопроизвольному выкидышу.

Выводы

  1. Групповая дифференцировка крови плода происходит на очень ранней стадии эмбрионального развития (5 недель в нашем материале). Не исключена возможность, что агглютиногены в клетках красной крови плода присутствуют с момента образования данных клеток и только технические затруднения в получении крови препятствуют доказательству этого факта.
  2. В крови плодов даже на весьма раннем этапе внутриутробной жизни наиболее отчетливо обнаруживаются агглютиногены М и N, вполне удовлетворительно — агглютиногены А, В и Р; достаточно хорошо дифференцируется резус-положительная и резус-отрицательная кровь.
    Наряду с этим выступают некоторые особенности развития агглютиногенов 0 и Н: иногда в крови плода агглютиноген 0 не выявляется даже в тех случаях, когда кровь обоих родителей относится к группе 0; нередко в крови плода не удается также доказать наличие сопутствующего агглютиногена Н, хотя он имеется в крови обоих родителей или одного из них.
    Между тем в крови отдельных плодов наблюдается раннее развитие как того, так и другого агглютиногена.
    Причины указанного явления неясны; данный вопрос требует дальнейшего изучения.
  3. Сочетание групп изосерологических систем ABO, MNSs, Р и резус в крови плода и его родителей всегда соответствовало установленному порядку наследования групповых признаков.
  4. В сыворотке крови плодов довольно раннего эмбрионального возраста (с 13 недель в нашем материале) иногда присутствуют агглютинины системы АВО.
    Проникают ли эти агглютинины из крови матери или возникают самостоятельно в крови плода, можно выяснить лишь при специальном массовом исследовании.
  5. Ограниченное количество наблюдений не позволяет судить о наличии или отсутствии связи между степенью «выделительства» групповых веществ у родителей (по слюне) и развитием тех или иных агглютиногенов у плода. В то же время нельзя не отметить, что примерно в одной трети случаев самопроизвольных выкидышей оба родителя или один из них относились к категории «слабых выделителей» или так называемых «невыделителей» групповых факторов.

 

1 Этими сыворотками нас снабжала Московская городская станция переливания крови.

2 Экстракт нам предоставлял М.И. Потапов (сывороточный отдел Института судебной медицины).

похожие статьи

Определение групповой принадлежности изолированных клеток влагалищного эпителия / Локтева Р.В., Локтев А.И., Шишкина Ж.А., Курзин Л.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 78-82.

Использование методики окрашивания препаратов раствором акридинового оранжевого при определении групповой принадлежности изолированных клеток с помощью реакции смешанной агглютинации / Локтева Р.В., Королева М.В., Панасенко С.В., Курзин Л.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 73-78.

Метод избирательной абсорбции при определении кровяных групп в кровяных пятнах / Серебряников П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928. — №8. — С. 3-7.

Судебно-медицинские экспертизы и исследования вещественных доказательств биологического происхождения в России (по материалам 2003—2017 гг.) / Ковалев А.В., Куприна Т.А., Самоходская О.В., Кондратова И.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 29-32.

Обнаружение эклипсных антигенов в трупной крови / Локтева Р.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 127-131.

больше материалов в каталогах

Судебно-биологические исследования