О повреждениях костей свода черепа при термическом воздействии

/ Величко В.М., Лысый В.И., Чикун В.И. — .

ссылка на эту страницу

При судебно-химическом исследовании трупов, с признаками воздействия высокой температуры, встречаются различные виды переломов: только от термического воздействия, а так же сочетание – механического и термического, термического и механического.

Установить механизм таких переломов по макроморфологическим признакам достаточно сложно.

Ю.П. Шупиком (1964) установлено, что при обгорании костей черепа возникают посмертные трещины, которые распространяются на свод и не наблюдаются на костях основания черепа. По своим особенностям трещины на НКП (наружная костная пластинка) и ВКП (внутренняя костная пластинка) сходны по распространению не совпадают, т.е. не являются сквозными. Форма и размеры трещин, образовавшиеся от механического воздействия, не изменяются при обгорании.

В.И. Бахметьев (1992), при термическом воздействии на трубчатые кости, от черного до серого или белого каления, компактный слой растрескивается в продольном направлении с образованием поверхностных или сквозных трещин, которые при продолжающемся действии высокой температуры расширяются и от них образуются меньших размеров поперечные трещины.

При первичном механическом воздействии и последующем обугливании кости, независимо от степени обугливания – морфология этапности механической травмы сохраняется хорошо.

При механическом воздействии на обугленную кость - разрушение ее носит уступообразный характер. Переломы эти имеют признаки хрупкого разрушения.

Вышеуказанные виды переломов позволяют опосредованно выходить на признаки прижизненного или посмертного воздействия. Приведенная морфологическая картина переломов касается как длинных трубчатых костей, так и костей черепа. Что же касается воздействия высокой температуры на плоские кости, в частности кости черепа, то таких работ крайне мало.

Наши наблюдения – это 31 случай полного обгорания тела, из которых 4 случая с прижизненным механическим воздействием но кости черепа. Возраст умерших колебался от 11 лет до 76, разного пола. Термическое воздействие было в виде пламени, форма головы или черепа не учитывалась. Толщина костей была от 0,5 до 1,5см.

Исследованные кости черепа вскрывались либо поперечным распилом листовой пилой, либо кости в силу значительной фрагментации извлекались без применения инструментов. При этом на ВКП в случае посмертного воздействия термического фактора, по ходу краев переломов, обнаруживалось закопчение последних. Это закопчение было шириной до 3 - 5 мм. по обе стороны от линии перелома и сопровождало почти все линии переломов на внутренней костной пластинке, как бы оттеняя их. В случаях прижизненой травмы, когда переломы костей свода имелись уже до термического воздействия, такого относительно равномерного закопчения краев не наблюдалось. Оно либо отсутствовало, либо (при зиянии краев перелома) закопчение было в виде пятна, полосы на ВКП. Механизм образования такого «контурного» закопчения внутренней костной пластинки, может представляться следующим:

При термическом воздействии на голову мягкие ткани сгорают, обнажая кости свода черепа. Дальнейшее воздействие пламени, продолжается уже непосредственно на саму поверхность костей свода черепа и какое – то время они противостоят термическому воздействию. Во время этого спиномозговая жидкость исчезает, вещество мозга обезвоживается – происходит его «миниатюризация» т.е. его объем заметно уменьшается, головной мозг и твердая мозговая оболочка уплотняются, а в полости черепа образуется пространство, в котором давление несколько ниже, чем в окружающей череп среде. Затем в момент растрескивания костей свода, происходит прорыв в полость черепа продуктов горения, и они оседают вдоль линий растрескивания на внутренней костной пластинке, образуя характерную картину, напоминающую «контурную карту».

В доступной судебно – медицинской литературе подобный признак не упоминается и, как представляется, этот признак – закопчение кости вдоль линий переломов может служить довольно надежным критерием для диагностики посмертных переломов костей свода черепа.


Название журнала: «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики»

Сборник научных трудов, посвященных 70-летию образования Красноярского края

Красноярск 2004. стр. 35-36

похожие статьи

Экспертная оценка случаев смерти от ожоговой болезни в отдаленном посттравматическом периоде / Ковалев А.В., Налетова Д.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 8-12.

Морфологическая характеристика коры мозжечка при ожоговой травме / Морозов Ю.Е., Дорошева Ж.В., Горностаев Д.В., Колударова Е.М., Пиголкин Ю.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 24-27.

Судебно-медицинская экспертиза переломов диафизов длинных трубчатых костей при травме твердыми тупыми предметами / Зорькин А.И., Клевно В.А., Крюков В.Н., Плаксин В.О., Саркисян Б.А., Филиппов М.П., Янковский В.Э. — 1990.

Проблемы судебно-медицинской оценки переломов костей носа / Романов П.Г., Девятериков А.А., Штемпелюк Я.Р. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 103-105.

Судебно-медицинская оценка ран головы, причиненных ребрами острых и тупых предметов / Решетов А.В. — 2009.

Проблемы судебно-медицинской оценки переломов костей носа / Романов П.Г., Девятериков А.А., Штемпелюк Я.Р. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 103-105.

больше материалов в каталогах

Действие высокой температуры

Переломы

Повреждения головы