Об особенностях развития изосерологической системы AB0 у человеческих плодов

/ Бронникова М.А., Гаркави А.С., Масис Т.М., Ульмер В.Э. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №1. — С. 21-.

Бронникова М.А., Гаркави А.С., Масис Т.М., Ульмер В.Э. Об особенностях развития изосерологической системы AB0 у человеческих плодов

УДК 612. 118. 221. 2: 612. 647]: 340. fi

Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский Министерства здравоохранения СССР, Москва

Поступила в редакцию 3/III 1964 г.

ссылка на эту страницу

При определении групповых факторов изосерологических систем АВО, MNSs, Р и Rh в крови плодов человека1 мы выявили некоторые особенности развития системы АВО в процессе эмбриогенеза.

Эти особенности заключались в следующем. В единичных случаях, когда плод должен был (брак 0X0) или мог. (браки ОХ АН и ВНхАН) иметь группу 0, в его крови не обнаруживался ни один из агглютиногенов системы АВО. В крови плодов групп А, В и АВ часто нельзя было доказать наличия агглютиногена Н2, несмотря на присутствие его в крови обоих или одного из родителей. В сыворотке крови некоторых плодов довольно раннего периода внутриутробной жизни содержались агглютинины. Указанные факты представляли теоретический и практический интерес и требовали дальнейших наблюдений, что и было сделано в данной работе.

Объектами исследования служила кровь 23 плодов человека, подвергшихся самопроизвольному выкидышу (в том числе пара близнецов), и кровь их отцов и матерей.

Теменно-копчиковая длина плодов варьировала от 2 до 29 см, возраст их соответственно колебался от 7 до 30 недель. Способы извлечения крови из плодов и устранения аутоагглютинатов, которые иногда оказывались в ней, описаны ранее3.

Агглютиногены

Агглютиногены 0 и Н обнаруживали гетероиммунной сывороткой анти-О(Н), изготовленной путем иммунизации козы спиртовой дизентерийной вакциной Григорьева—Шига (сывороточный отдел Института судебной медицины). Кроме того, почти всегда применяли лектин анти-Н из семян Cytisus sessilifolius, а при исследовании единичных образцов крови — лектин из семян Lotus tetragonolobus, предоставляемые нам М.И. Потаповым (сывороточный отдел института).

Агглютиногены А и В выявляли параллельно нормальными сыворотками аир (изосыворотки) и гетероиммунными сыворотками анти-А (кроличья) и анти-В (баранья). Методика опытов изложена в одной из предыдущих работ4.

Данные исследования крови приведены в таблице, в которую для более полного суждения о динамике развития агглютиногенов О и Н в процессе эмбриогенеза включены также результаты исследования крови 14 плодов, осуществленного в 1960 г.

Агглютиноген 0 обнаружен только у 4 плодов (из 37); в 3 случаях оба родителя имели кровь группы 0, в одном — кровь матери относилась к группе 0, а кровь отца получить не удалось.

Агглютиногены и агглютинины системы АВО

В крови 7 плодов ни один из агглютиногенов изосерологической системы АВО не выявлен. Два плода должны были принадлежать к группе О, так как оба родителя относились к этой группе; в сыворотке этих плодов содержались агглютинины α и β, что подтверждало наличие у них группы 0. Пять плодов могли принадлежать к группе 0 (3 брака ОХАН, 1 — АНХВН).

Предположение, что все плоды, в крови которых не обнаружены агглютиногены системы АВО, относились именно к группе 0, косвенно подтверждается еще и очень малой по сравнению со взрослыми частотой группы 0.

У 12 плодов в крови содержался агглютиноген А, у 6 — агглютиноген В и у 7 — агглютиногены А и В.

Агглютиноген Н выявлен лишь у 7 плодов. Пять из них принадлежали к группе А, 2 — к группе В. В 4 случаях у одного из родителей была кровь группы 0, у другого присутствовал агглютиноген Н (группы АН 2 раза, ВН, АВН); в одном случае мать имела кровь группы 0, отец — группы А, причем наличие агглютиногена Н в его крови не доказано; 2 остальных брака — АНXАВН и ВНхАВН.

Таким образом, агглютиноген Н обнаружен в крови плодов тогда, когда он присутствовал в крови обоих родителей или кровь одного из них относилась к группе 0.

При рассмотрении динамики развития агглютиногенов 0 и Н в течение внутриутробной жизни обращает на себя внимание следующее. В крови плодов наиболее раннего возраста (5—8 недель) выявлялся как первый (плод группы 0), так и второй (3 плода группы АН) агглютиноген. Далее следовал период (8—18 недель), когда агглютиногены 0 и Н не поддавались обнаружению (4 плода, в крови которых не выявлены агглютиногены системы АВО, 4 плода группы А, 2 группы В и 5 группы АВ, всего 15 плодов). Затем с 19-й недели агглютиногены 0 и Н и снова начали обнаруживаться, но не во всех случаях, а лишь у 7 плодов из 17 (3 плода группы 0, 2 группы АН и 2 группы ВН).

Указанные факты можно объяснить двояко: запоздалым развитием агглютиногенов 0 и Н в крови большинства плодов или временным ослаблением обоих агглютиногенов в течение определенной стадии внутриутробной жизни; подобные наблюдения имеются и в отношении агглютиногена Р (Ikin, Kay, Playfair, Mourant).

Агглютиногены А и В в крови плодов были всегда достаточно хорошо выражены.

Сочетание групп системы АВО у плодов и их родителей во всех случаях соответствовало установленному порядку наследования групповых признаков. В одной из предыдущих работ мы на основании экспериментального материала подвергли критике мнение Sander с соавторами, утверждавших, что у плодов длиной до 16 см всегда совместно содержатся в крови агглютиногены А, В, М и N. К сожалению, его ошибочные взгляды нашли поддержку у некоторых отечественных авторов (О.Е. Вязов и др. )5. Толкование О.Е. Вязовым имеющихся в его распоряжении экспериментальных данных не убедительно.

Малое количество первоначального материала —    3 случая группы АВ у 11 эмбрионов ранних этапов развития — нельзя рассматривать как доказательство повышенной частоты группы АВ у плодов вообще, так как это могло быть результатом случайного подбора материала, и тем более ни в коей мере не может служить основанием для вывода, что этот факт подтверждает результаты исследования Sander, считавшего, что у всех плодов до 3 месяцев внутриутробного развития присутствуют агглютиногены А и В.

Обнаружение антигенов А и В у эмбрионов 5—15 недель развития в 35, 1% случаев, у новорожденных в 11, 8% и сопоставление этих данных с частотой группы АВ у взрослых (7,3%) не дает достаточных оснований для заключения о том, что число индивидуумов, относящихся к группе АВ, в ходе онтогенеза значительно уменьшается.

Здесь следовало предусмотреть и другие возможные объяснения, а именно:

  • а)    повышение числа самопроизвольных абортов при разногруппной беременности (под разногруппной беременностью подразумевается та, при которой группы системы АВО у матери и плода различны, под одногруппной, когда группы у них одинаковы), которая чаще бывает при наличии у плода группы АВ, что делает несравнимым распределение групп крови, в частности группы АВ, у плодов, подвергшихся самопроизвольному выкидышу, с распределением групп крови у новорожденных и взрослых;
  • б)    погрешности в методике и технике экспериментов, особенно если не учтены присутствие в крови, извлекаемой из плодов раннего возраста, аутоагглютинатов и неспецифические явления при исследовании тканей плодов (в монографии О.Е. Вязова не указана методика и техника установления антигенной дифференцировки 146 плодов).

Прекрасной иллюстрацией к значению технических погрешностей при определении групповой принадлежности плодов являются опыты Lampe (1959), который в процессе исследования крови 24 плодов получил такие же результаты, что и Sander, т. е. нашел группу АВ у всех плодов. После промывания эритроцитов физиологическим раствором у большинства этих плодов антигены А и В не были выявлены. Автор учел это при дальнейшем исследовании крови 50 плодов и пришел к выводу, что результаты, полученные Sander с соавторами, явились следствием псевдоагглютинации эмбриональных эритроцитов.

Различие в частоте группы АВ у новорожденных (11, 8%) и взрослых (7, 3%), констатированное О.Е. Вязовым, во-первых, не так уже велико, а, во-вторых, вполне объяснимо тем, что у взрослых частота этой группы установлена на очень большом материале, а у новорожденных — на значительно меньшем. Кстати, непонятно, почему автор для сравнения пользовался сведениями о процентном содержании группы АВ у населения центральных районов европейской части СССР из монографии И.Л. Райгородского, тогда как такие данные имеются в отношении московского населения, у которого частота группы АВ составляет 7, 8—8, 24%.

Агглютинины

Кровь 7 плодов из 30, у которых удалось исследовать сыворотку, относилась к группе АВ. Агглютинины в ней отсутствовали, что было закономерным.

В крови 10 плодов (из 23) наличие агглютининов аир или одного из них было доказано.

Два агглютинина-а и л-выявлены в сыворотке 5 плодов. В эритроцитах 3 из них содержался агглютиноген 0, у 2 — агглютиногены системы АВО не найдены. Относительная степень выраженности агглютининов а и р в крови плода и матери совпадала.

Агглютинин р обнаружен в сыворотке 3 плодов. В эритроцитах 2 из них выявлен агглютиноген А, у 3-го агглютиногены системы АВО не найдены.

Агглютинин а выявлен в сыворотке 2 плодов. В эритроцитах одного из них присутствовал агглютиноген В. Агглютиноген, присущий другому плоду, остался неизвестным, так как плод был мацерирован и эритроциты гемолизированы (реакцию абсорбции агглютининов не проводили).

Агглютинины системы АВО содержались в сыворотке некоторых плодов в довольно ранний период эмбриогенеза (с 13 недель).

В крови плода ни разу не обнаружен агглютинин, которого не было в крови матери (см. таблицу).

Среди плодов, поступивших для исследования, имелся плод длиной 0, 7 см (возраст 5 недель; искусственный аборт), который был доставлен в ненарушенном плодном пузыре диаметром 1 см (см. рисунок). Для извлечения крови отделяли кусочки желеобразных тканей желточного мешка с наполненными кровью сосудами и помещали их в пробирку с очень малым количеством физиологического раствора. При взбалтывании получили слабо концентрированную взвесь клеток красной крови. Исследование групповой дифференцировки крови плода на такой ранней стадии эмбриональной жизни представляло значительный интерес, однако ничтожный объем взвеси указанных клеток позволял определять агглютиногены лишь какой-либо одной изосерологической системы. В связи с этим, учитывая особенности развития системы АВО и наличие у плодов достаточно хорошо выраженных агглютининов системы MN, мы остановились на последней. В крови плода были выявлены агглютиногены М и N. Исследование крови родителей показало, что они относятся к группе MN.

Выводы

1. В развитии агглютиногенов 0 и Н в крови плодов имеются некоторые особенности, которые можно объяснить либо запоздалым развитием этих агглютиногенов в крови большинства плодов, либо временным ослаблением агглютиногенов в течение определенной стадии внутриутробной жизни.

Если отдать предпочтение второму предположению и учесть подобные наблюдения в отношении агглютиногена Р, то можно допустить, что особенности развития агглютиногенов 0 и Н демонстрируют общие явления в развитии некоторых групповых антигенов в процессе эмбриогенеза.

2. Обнаружение агглютиногена Н в крови плодов сочеталось с присутствием этого агглютиногена в крови обоих родителей или наличием у одного из них крови группы 0.

3. Данные, полученные в отношении развития агглютиногенов 0 и Н, указывают на общность этих агглютиногенов.

4. В крови плодов, подвергшихся самопроизвольному выкидышу, нередко содержатся агглютинины системы АВО.

  • а) В сыворотке крови плода обнаруживается лишь тот агглютинин, который по серологическим правилам может присутствовать совместно с агглютиногеном, имеющимся в эритроцитах (агглютинин (5 и агглютиноген А, агглютинин а и агглютиноген В, агглютинины α и β и агглютиноген, причем в последнем случае иногда выявляется только один из агглютининов).
  • б) В то же время в сыворотке крови плода не обнаруживаются агглютинины, отсутствующие в крови матери. Это обстоятельство и совпадение у матери и плода относительной выраженности совместно содержащихся в крови агглютининов α и β свидетельствуют скорее о том, что в кровь плода агглютинины проникают из крови матери, а не развиваются у плода самостоятельно. Однако этот вопрос еще нельзя считать окончательно решенным.

Указанные факты в совокупности имеют большое значение для изучения иммунологических взаимоотношений между матерью и плодом.

5. При определении групповой принадлежности плодов в судебномедицинской практике нужно иметь в виду возможность необнаружения в некоторых случаях агглютиногенов системы АВО, что может зависеть от особенностей развития агглютиногена 0 и целесообразность исследования не только агглютиногенов, но и агглютининов.

 

Плодное яйцо с плодом длиной 0,7 см (группа MN)

 

 

1 Судебномедицинская экспертиза, 1962, № 1, стр. 31.

2 Поскольку в настоящее время нет достаточных оснований для суждения о том, являются ли агглютиногены 0 и Н разными антигенами или одним, в данной работе мы применяли следующую терминологию: агглютиноген 0 для группы 0 и агглютиноген Н для антигена, входящего в состав групп А, В и АВ и реагирующего с сыворотками анти-0 (Н) и лектинами анти-Н.

3 Судебномедицинская экспертиза, 1962, № 3, стр. 30.

4 Там же, № 1, стр. 31.

5 Иммунология эмбриогенеза. М., 1962.

похожие статьи

Определение групповой принадлежности изолированных клеток влагалищного эпителия / Локтева Р.В., Локтев А.И., Шишкина Ж.А., Курзин Л.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 78-82.

Использование методики окрашивания препаратов раствором акридинового оранжевого при определении групповой принадлежности изолированных клеток с помощью реакции смешанной агглютинации / Локтева Р.В., Королева М.В., Панасенко С.В., Курзин Л.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 73-78.

Метод избирательной абсорбции при определении кровяных групп в кровяных пятнах / Серебряников П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928. — №8. — С. 3-7.

Судебно-медицинские экспертизы и исследования вещественных доказательств биологического происхождения в России (по материалам 2003—2017 гг.) / Ковалев А.В., Куприна Т.А., Самоходская О.В., Кондратова И.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 29-32.

Обнаружение эклипсных антигенов в трупной крови / Локтева Р.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 127-131.

больше материалов в каталогах

Судебно-биологические исследования