Необычный случай колотого ранения головы
/ Лисицын А.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №2. — С. 46-47.
УДК 340.624.1: 617.51-001.44-001.5
Поступила в редакцию 20/I 1965 г.
В 17 часов гр-н П., занимаясь в стрелковом кружке и держа в руках оружие, поскользнулся и упал лицом на штык, который при этом вонзился в верхнюю губу. В связи с непрекращающимся носовым кровотечением гр-н П. пешком отправился в больницу, находившуюся за несколько кварталов. Врач произвел тампонаду носовой полости, кровотечение прекратилось и гр-к П. пешком вернулся домой.
В 18 часов кровотечение возобновилось и затем несколько раз повторялось, потом началась рвота, появились судороги, пострадавший потерял сознание и утром наступила смерть.
При исследовании трупа на верхней губе, на 0,5 см левее средней линии, обнаружена рана размером 0,5×0,7 см. В задней части правой половины решетчатой кости травматический дефект неправильной формы размером 1×0,8 см, прикрытый с внутренней стороны свободно лежащим костным осколком. Дефект и рана на верхней губе сообщаются раневым каналом, проходящим через носовую полость и решетчатую кость (см. рисунок). В твердой мозговой оболочке соответственно отверстию в решетчатой кости имеется разрыв размером 1×1,5 см. В правой лобной доле мозга в этом месте находится рана размером 0,6×0,6 см с незначительными кровоизлияниями в окружающую ткань мозга и мягкую мозговую оболочку. Рана проникает в передний рог правого желудочка. Желудочки резко расширены и переполнены свертками крови.
Схема раневого канала.
Случай представляет интерес, во-первых, как пример длительной способности к сознательным действиям у смертельно раненого, во-вторых, как диагностическая ошибка. Описание подобных ранений случайного характера в литературе нам не встретилось.
похожие статьи
О дифференцировании колотых и огнестрельных повреждений головы / Петросян Н.Г. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №1. — С. 22-24.