Установление направления движения следообразующего предмета по микрорельефу повреждении на теле и одежде методом профилограмм

/ Ратневский А.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №4. — С. 14-16.

Ратневский А.Н. Установление направления движения следообразующего предмета по микрорельефу повреждении на теле и одежде методом профилограмм

УДК 340. 62: 616-079. 64-073. 96

Запорожское областное бюро судебномедицинской экспертизы (нач. В.А. Фальков)

Поступила в редакцию 18/IX 1965 г.

ссылка на эту страницу

Установление направления, в котором двигался предмет, причинивший повреждения, имеет значение при расследовании, особенно транспортных происшествий. Это направление можно установить на основании изучения ссадин, его обычно определяют по характеру отделения эпидермиса и сдвиганию его обрывков. Однако иногда ссадины скольжения не дают возможности достоверно определить направление движения, так как эпидермис по их краям стирается равномерно по всей окружности, не образуя приподнятых над уровнем кожи участков. Большое значение в определении направления наезда при транспортных травмах могут иметь следы скольжения на обуви пострадавших, однако определить, в каком направлении смещались ноги, при визуальном исследовании повреждений затруднительно. Между тем все эти повреждения обычно имеют выраженный микрорельеф, изучая который, можно достоверно установить направление движения следообразующего предмета относительно кожных покровов, подошв обуви и т. д.

Для установления механизма и закономерностей образования микрорельефа на поверхности следовоспринимающих предметов мы провели серию опытов. Твердыми шероховатыми предметами (кирпич, бетонные плитки, а также деревянные и металлические бруски, обернутые наждачной бумагой различных номеров) под углом 15—45° к поверхности следовоспринимающего предмета наносили повреждения на кожных покровах трупов и на различных материалах (коже, резину, линолеуме и др. ). Силу удара не измеряли, она во всех случаях была достаточной, чтобы вызвать повреждение поверхности следовоспринимающего предмета, не приводя при этом к его значительной деформации или образованию вмятин. Затем с экспериментальных повреждений изготовляли срезы под прямым углом к их поверхности толщиной около 0, 1 мм, их длинник располагался параллельно линиям осаднения или скольжения. При исследовании срезов с увеличением в 20—50 раз установлено, что их поврежденная поверхность, как правило, имеет рельеф в виде ряда треугольных возвышений, в совокупности напоминающих зубья пилы. Одна сторона у всех возвышений более крутая, иногда вертикальная или «подрытая», вторая более длинная, пологая. При сопоставлении с направлением движения отмечено, что крутые, подрытые стороны возвышений направлены в противоположную ему сторону. При проведении экспериментов с помощью микроскопа выявлен следующий механизм образования деталей рельефа: выступающая грань или шероховатость на поверхности следообразующего предмета надрывает поверхностный слой следовоспринимающего материала, углубляется в него, образуя лоскут, затем заворачивает последний по ходу движения и срывает с его поверхности отдельные частицы. Когда выступ следообразующего предмета пройдет дальше, лежащие глубже слои следовоспринимающего предмета вследствие эластичности возвращаются в первоначальное положение, а на месте удаленных частиц образуется дефект материала (рис. 1).

Рис. 1. Механизм образования микрорельефа на следовоспринимающем предмете.

Изучена также возможность получения слепков с поверхности следовоспринимающих предметов. Наиболее подходящим материалом для их получения оказалась пластмасса К-18. Можно пользоваться и другими пластическими материалами, например раствором полистирола в ксилоле. Техника изготовления слепков следующая: ссадины осторожно обмывают водой для удаления крови и посторонних частиц, а затем подсушивают. Повреждения на обуви и других предметах осторожно отмывают от грязи в проточной воде. К пластмассе добавляют катализатор (из расчета 7—10%), тщательно их перемешивают и полученную массу наносят на поверхность повреждения. Перемешивать надо осторожно, чтобы избежать образования воздушных пузырьков, которые при полимеризации могут остаться в толще слепка и испортить его. Полимеризация происходит при комнатной температуре и длится 15—30 мин. После этого слепок осторожно отделяют со следа. Для того чтобы определить, какому концу следа соответствует конец слепка, его до окончания полимеризации окрашивают сухим красителем.

Рис. 2. Профилограмма следа скольжения на резиновой подошве.

Слепки обрезают по краям, а затем с помощью микротома или острым ножом изготовляют поперечные срезы толщиной около 0, 1 мм — профилограммы (рис. 2 и 3). При изготовлении последних необходимо следить за тем, чтобы длинник среза был параллелен линиям осаднения или скольжения. Профилограммы изучают под микроскопом в проходящем или лучше отраженном свете. В некоторых случаях рельеф становится более четким, если срез слегка наклонить. Пластмассой К-18 можно пользоваться также для извлечения инородных частичек из глубины трещин и углублений; они могут быть отделены от слепка и исследованы.

При определении направления движения по профилограммам следует помнить, что они являются зеркальным отображением поверхности повреждения и, следовательно, направление движения на них будет не со стороны крутых и подрытых краев возвышений микрорельефа, а с пологой стороны.

Рис. 3. Профилограмма ссадины.

В качестве примера можно привести следующий случай.

Гр-н Т., ехавший на мопеде, столкнулся с автомобилем. Мопед извлекли из-под колес автомобиля и доставили на исследование. На боковых поверхностях бака и резинового седла обнаружены следы скольжения. С бака сняты профилограммы, а из резины седла изготовлены срезы. Поверхность профилограмм и срезов имела выраженный микрорельеф в виде ряда треугольных возвышений, одна сторона которых была подрытой или крутой, а другая пологой. Дано заключение о направлении перемещения мопеда по грунту при переезде его колесом.

Таким образом, следы скольжения, как правило, имеют выраженный микрорельеф, изучая который на срезах повреждений или на профилограммах, полученных с поверхности повреждений, можно достоверно установить направление движения следообразующего предмета относительно следовоспринимающей поверхности.

похожие статьи

Изменение кислотности раствора А.Н. Ратневского как показатель его консервирующих свойств / Анисимов Л.П., Девятериков А.А., Куличкова Д.В., Лутохина Д.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 25-28.

Сравнительная оценка отображения морфологических свойств экспериментальных повреждений от действия тупого орудия на различных следовоспринимающих поверхностях / Душенко В.Д., Авдеев А.И., Власюк И.В., Девятериков А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 74-81.

Компьютерная диагностика орудия травмы головы / Кодин В.А., Шишкин Ю.Ю. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 147-148.

О диагностике и дифференциации повреждений на костных останках группового захоронения / Крюков В.Н., Гедыгушев И.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 106-107.

О медико-криминалистическом исследовании колото-резаных повреждений биологических тканей / Иванов И.Н. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 89-90.

больше материалов в каталогах

Идентификация орудия травмы