К характеристике повреждений стальными тросами и якорь-цепью

/ Лукаш А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1962 — №1. — С. 53-54.

Лукаш А.А. К характеристике повреждений стальными тросами и якорь-цепью

(Таллин)

Поступила в редакцию 11/ХI 1960 г.

ссылка на эту страницу

Механизм и особенности повреждений, возникающих при обслуживании корабельной техники, мало известны судебномедицинским экспертам.

При обращении со стальными тросами происходят чаще всего уколы поврежденными нитями проволоки троса, а также ссадины и ушибы. Эти, казалось бы, незначительные травмы, как правило, осложняются нагноением (флегмоны и абсцессы). Сдавления пальцев и конечностей наблюдаются при наматывании тросов на лебедки, брашпили, при закреплении концов тросов и т. п. Наиболее грубые повреждения возникают при обрывах натянутых тросов во время швартовки кораблей, при буксировке и т. п.

Стальные тросы систематически проверяют на прочность и целость, но при их использовании бывают разрывы. Свободные концы оборвавшегося троса обладают значительной разрушающей силой; они повреждают даже надстройки корабля, а человеку причиняют обширные открытые и закрытые повреждения мягких тканей и костей, чаще всего на бедрах и голенях. Характер повреждения тканей у человека зависит от силы натяжения, веса троса, длины оборвавшегося конца и его состояния в момент удара.

1. При швартовке вследствие сильного натяжения закрепленного троса произошел его разрыв. Матрос получил концом троса удар по левому бедру, поперечно оси бедра. Удар был получен частью троса, удаленной на 2—3 м от свободного конца обрыва. На передневнутренней поверхности бедра, в средней трети, был обнаружен багрово-синий кровоподтек размером 30×26 см с двумя поперечными буро-красными ссадинами размером 5×2 и 4×2 см, являвшимися как бы продолжением одна другой. Бедро увеличено в объеме, деформировано. Рентгенологически обнаружен оскольчатый перелом левой бедренной кости в средней трети. На одежде повреждений не обнаружено.

В случаях, когда удар причиняется непосредственно свободным концом, имеющим неровно выступающие изогнутые концы разорванной проволоки, кроме повреждения костей, происходят разрывы и размозжения мягких тканей.

2. При швартовке корабля оборвавшийся стальной трос извился в змейку и концом сильно ударил матроса по правому бедру. На передней поверхности правого бедра в верхней трети обнаружена рвано-размозженная рапа размером 7×4 см. Бедре деформировано. Рентгенографически диагностирован оскольчатый перелом бедренной кости в верхней трети. При хирургической обработке раны установлены разрывы размозжения мышц бедра. На правой поле куртки и на брюках спереди и справа обширные разрывы. На конце троса имелись обрывки одежды и кровь.

Встречаются также грубые повреждения и травматические ампутации конечностей, попавших в петли троса. Это происходит при швартовке, буксировке и т. д. в штормовую погоду. Вследствие качки трос периодически ослабляется, при этом его свободная часть собирается в петли, которые затягиваются при последующем натяжении троса.

3. Матрос в штормовую погоду швартовал баржу стальным тросом и успел закрепить его конец на стенке. При ослаблении троса образовалась петля, в которую случайно попала левая голень. Качнувшаяся баржа натянула трос и замкнула петлю, что вызвало травматическую ампутацию левой голени в нижней трети. Плоскость отделения сравнительно ровная, кожные края культи циркулярно осаднены. Мышцы, сухожилия, сосуды и нервы оборваны. Обе кости голени размозжены, в мягких тканях находятся мелкие костные отломки.

Таким образом, повреждения стальными тросами на кораблях могут являться тяжкими. Они характеризуются нарушением целости скелета и мягких тканей. При открытых повреждениях имеются значительные разрывы и размозжения тканей или травматическая ампутация конечности. При закрытых повреждениях наблюдаются значительные подкожные разрывы мышц, оскольчатые переломы костей и обширные кровоизлияния.

 

Схема места происшествия — верхняя палуба корабля.
А — первоначальное положение матроса во время выборки якорь-цепи вручную: Б — положение тела у клюза в момент разделения тела якорь-цепью. Стрелкой показано направление движения якорь-цепи через левый клюз.

 

Отдельным видом корабельной травмы являются повреждения якорь-цепью.

При выборке ее вручную происходят осаднения кожи кистей и пальцев; часто встречаются ушибы стоп и голеней от ударов звеньями цепи. При механической выборке якорь-цепи наблюдаются размозжения пальцев и кистей по неосторожности вследствие прижатия их к барабану брашпиля.

Наиболее грубые и опасные повреждения происходят при обрыве якорь-цепи в результате сильного натяжения при выборке. Оборвавшийся конец причиняет человеку значительные, часто смертельные повреждения. При этом могут быть глубокие рвано-ушибленные раны с размозжением мягких тканей, раздроблением костей и повреждением внутренних органов.

При попадании человека в петлю якорь-цепи возможно разделение тела на части.

Во время шторма 14 человек выбрали вручную значительную часть якорь-цепи, укладывая ее в бухту на палубе. Якорь все еще оставался на грунте. Большой волной корабль был поднят на гребень, выбранная якорь-цепь натянулась и стала быстро уходить через клюз за борт, а образовавшаяся при этом петля захлестнула туловище матроса, упавшего на цепь от толчка. Прижатое к внутреннему окну клюза тело было разделено якорь-цепью на две части (см. рисунок).

При исследовании трупа отмечено полное разделение тела на уровне пупка. Края повреждений сильно осаднены, неровные. На коже верхней и нижней части туловища слева видны отпечатки звеньев цепи в виде полукруглых и продольноовальных осаднений. Мягкие ткани, кишечник и печень разорваны. В ножках диафрагмы отмечаются значительные кровоизлияния. В плевральных полостях находится по 250 мл жидкой крови; на легких имеются отдельные небольшие разрывы. Отсутствуют II и III поясничные позвонки, в спинномозговом канале обнаружено кровоизлияние.

Отпечатки звеньев якорь-цепи по краям разделения на коже левой половины тела указывали на то, что якорь-цепь двигалась в направлении слева направо. Это подтверждало сведения о происшествии.

Повреждения стальными тросами и якорь-цепью в подавляющем большинстве случаев являются результатом производственной травмы при выполнении корабельных работ в сложных метеорологических условиях, нередко при предельном напряжении сил и внимания членов экипажа корабля. Поэтому подробности происшествия часто остаются незамеченными не только очевидцами, но и самим потерпевшим, и их показания могут мало что дать для выяснения обстоятельств, при которых произошло повреждение. В подобных случаях заключение судебномедицинского эксперта о характере и других особенностях повреждения приобретает важное значение.

При решении вопросов о связи травмы с производственным процессом должны привлекаться соответствующие специалисты корабельных служб, знающие правила выполнения работ и техники безопасности в конкретных условиях.

похожие статьи

Идентификация повреждающего орудия при сельскохозяйственной травме / Породенко В.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978. — №4. — С. 24-25.

Об актуальности изучения производственной травмы судебно-медицинскими экспертами / Мельников В.С. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — №. — С. 40-42.

К вопросу о сельскохозяйственном травматизме в судебномедицинском отношении / Маслов В.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1963. — №1. — С. 55-56.

Редкий случай производственного травматизма (буровая травма) / Бадяев В.В., Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2007. — №81. — С. 134-137.

Случай смертельных повреждений и морфологические признаки повреждений кожного покрова, причиненных бытовым ручным пилящим инструментом / Евдокимов П.В., Буробин И.Н., Землянский Д.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2012. — №12. — С. 45-49.

больше материалов в каталогах

Травма частями и механизмами машин